О том, что происходило с ней на съемках, можно было бы снять еще один фильм. Что заставило Леонида Филатова встать перед ней на колени, почему Владимир Высоцкий заставлял ее краснеть и другие малоизвестные факты – далее в обзоре.
Подарок судьбы и мастерство корчить рожицы
Лариса Удовиченко начала сниматься в кино еще с 15 лет, и к 23-м годам в ее арсенале было уже больше 10 ролей, из них несколько – главных. Но настоящим подарком судьбы она называла съемки в музыкальном фильме Яна Фрида «Летучая мышь» – не только из-за того, что после этого к ней пришла первая громкая популярность, но и потому, что эта работа стала для нее настоящей актерской школой. Ее партнерами по съемкам были братья Соломины, Людмила Максакова, Игорь Дмитриев, Олег Видов, Сергей Филиппов – словом, целая плеяда признанных звезд, у которых было чему поучиться.
Она всегда наблюдала за игрой других актеров, прислушивалась к советам, впитывала все, как губка, и была очень благодарной ученицей. Позже Удовиченко вспоминала: «В актерской профессии очень важен случай. Удача – попасть в хорошие руки, в хорошую картину… Это большое счастье, когда вместе с тобой работают профессионалы высокого уровня. Ты тянешься к ним, цепляешься, продолжается учеба. У меня в этой картине есть сцена, где горничная Адель отпрашивается на бал, но врёт, что идёт на могилку к дедушке. Мы репетировали, снимали дубли – ничего не получалось. И тогда Ян Фрид говорит: «Не надо слов – просто скоси глаза и скорчи рожу». Думаю: зачем, для меня это неорганично! Но сделала – и вышло то, что надо. Сразу видно, что горничная – хитрюга. Для меня такие подсказки – настоящая ценность. Именно они часто дают нужную краску той или иной роли».
Звездная роль
Никто не ожидал, что роль Маньки-Облигации станет одной из самых ярких в фильмографии Ларисы Удовиченко. В то, что она справится с образом девушки легкого поведения, не верил ни режиссер, ни ее коллеги. В фильм Станислава Говорухина актриса буквально напросилась. Изначально он предлагал ей сыграть роль Вари Синичкиной, любимой девушки Шарапова, но этот образ казался Удовиченко слишком бледным – к тому моменту она уже устала от романтических героинь и мечтала о характерной роли. Когда Говорухин услышал, что она категорически настаивает на образе Маньки, он даже повысил на нее голос: «Ты что, с ума сошла?! – кричал режиссер. – Посмотри на свою внешность! Ты такая милая, наивная девушка – какая из тебя Манька?! Не хочешь Синичкину – до свидания!»
Удовиченко дождалась, пока все претендентки на эту роль прошли пробы (стоит заметить, безуспешно), и снова напомнила о себе Говорухину. Он поддался уговорам актрисы и позже об этом не пожалел. Она вела себя в кадре именно так, как хотелось режиссеру, и даже ее импровизации остались в фильме. Удовиченко не раз рассказывала в интервью о том, что действительно не знала, как пишется слово «облигация», и этот эпизод решили не вырезать. «Но как играть Маньку, откуда взять её ужимки, привычки? Там, например, есть фраза: «А ты за руку меня ловил, волчина позорный, чтобы про мои дела на людях рассуждать?» К тексту нужен был жест – воровской, тюремный. Он мне никак не давался. И вдруг пришла мысль: Манька – она же кошка. Пушистая, но своенравная, с коготками. И сразу всё встало на место, а жест вышел такой, что в тёмном переулке людей пугать можно», – вспоминала Удовиченко.
Ее партнером по съемочной площадке был сам Владимир Высоцкий, но Лариса тогда его песен не слушала, масштаба личности не понимала и относилась к нему без пиетета. Ей было всего 23 года, ему – 40, она не понимала, как реагировать на его шутки. Он подтрунивал над молодой актрисой и заставлял ее краснеть, заявляя: «Ты – моя несостоявшаяся любовь». Они мало общались вне съемок, Высоцкий казался ей снобом, и только спустя годы Удовиченко поняла, какую величину рядом с собой тогда не разглядела.
Обратная сторона славы
После того, как фильм «Место встречи изменить нельзя» вышел на экраны, на Ларису Удовиченко обрушилась невероятная популярность. Вот только это актрису совсем не радовало: она так убедительно сыграла девицу легкого поведения, что ею заинтересовались не только киноманы. Среди ее поклонников оказалось множество заключенных, которые писали ей письма и обещали разыскать ее после освобождения. Один из них свое обещание выполнил: он каким-то образом узнал ее адрес, чуть не вынес дверь в квартиру, кричал, что пришел жениться. В результате актрисе пришлось вызывать милицию.
Кепи для Муравьевой
Одной из самых ярких и запоминающихся ролей Ларисы Удовиченко стала модница Люся Виноградова из «Самой обаятельной и привлекательной». Бюджет фильма был очень небольшой, а героини должны были одеваться «от Кардена». Но на самом деле все те наряды, которые можно увидеть «только на женах дипломатов неприсоединившихся стран», нашли в своих собственных гардеробах сами актрисы. Все платья и белая шубка Надьки Клюевой – это личные вещи Ирины Муравьевой, шикарную красную шляпу ей одолжила Татьяна Васильева, а то самое супермодное клетчатое кепи с помпоном, над которым насмехался герой Леонида Куравлева, – это личная кепочка Ларисы Удовиченко! На самом деле за кадром актриса ценит в одежде комфорт и демократичность, а потому предпочитает спортивный стиль – джинсы и рубашки. А самой ценной в своем гардеробе вещью считает расшитую цветными камнями шифоновую португальскую блузку, подаренную ей Людмилой Гурченко.
Филатов на коленях
Хотя Ларисе Удовиченко не раз доводилось играть легкомысленных девиц, раздеться в кадре она согласилась всего один раз. В 1990-х гг. многие режиссеры начали снимать фильмы с обилием откровенных сцен, что актрисе очень не нравилось. Пойти против своих принципов ее смог убедить только один знаменитый актер, писатель и режиссер. Позже Удовиченко рассказывала: «У Леонида Филатова мне таки пришлось раздеться, но, если помните, меня снимали только со спины. Я не соглашалась, но Ленечка пришел ко мне домой, встал на колени и умолял сыграть эту сцену – а то не получается потрясения, которое должен испытывать его герой. Филатов обещал снять все деликатно и красиво, без какой-либо пошлости. В конце концов, я согласилась. Леня не обманул, получилось не вульгарно. Но все равно чувствовала себя после этого плохо: стыдилась перед родителями, дочерью, близкими друзьями».
Камень от Мордюковой
Самым большим своим творческим счастьем Лариса Удовиченко всегда называла не собственные роли, а тех актеров, с которыми ей посчастливилось сниматься и общаться за кадром. Со многими из них у нее сохранились теплые отношения. Однажды актриса рассказала о таком случае: «Дело было в девяностые годы на фестивале «Кинотавр». У Нонны Мордюковой порвалась нитка на бусах: на обычных бусах из индийских разноцветных агатов. Ей, конечно, помогли всё собрать, но она не стала восстанавливать украшение, а раздала эти камни всем, кто ей как-то запомнился: своими заслугами в кино или ролью в просмотренных тогда фильмах. Получился своего рода знак отличия великой актрисы из камешков от ее бус. И я рада, что и у меня есть такой агат, талисман обычного желто-коричневого цвета».
На экранах и за кадром
В кино ей часто доставались образы характерных героинь, и многие зрители отождествляли с ними саму актрису. И хотя она не раз говорила, что всю жизнь играла саму себя, подчеркивала, что с самыми знаменитыми ее кинообразами у нее крайне мало общего: «Что вы! В жизни я совершенно другая – спокойная, флегматичная, стеснительная, даже ленивая. Дочка мне часто говорит: «Мама, ты такой тормоз»… Но играла бой-баб и не понимаю, откуда в себе это находила. Есть люди – вожаки по своей природе, я же не лидер. На экране мне тоже всё в себе не нравится. Думаю: зачем повернулась, с такой интонацией сказала? Нужно по-другому, но уже ничего не переделать. За плечами свыше 120 картин – и в них вся моя жизнь».
***
Ее творческая судьба сложилась более чем успешно – она сыграла более 130 ролей в кино, а вот в личной жизни актриса не была так же счастлива: Три брака и одно разочарование Ларисы Удовиченко.