Сын каторжан
История Леонида Гайдая началась в 1923 году в городе Свободный. Он был третьим ребенком в семье каторжан. После окончания школы в 1941 году будущий режиссер пошел в армию и почти сразу попал на Калининский фронт.
Казалось, что молодой человек сможет сделать отличную военную карьеру — он знал немецкий. Гайдай стал разведчиком, но ему не повезло: во время одной из вылазок он подорвался на мине и продолжать службу уже не мог.
Из армии — в кино
В режиссуру Гайдай пошел не сразу. Сначала он хотел стать артистом и был принят в театральную студию в Иркутске. После ее окончания в 1947 году он довольно успешно выступал на сцене, но молодому артисту хотелось большего. И тогда он поступил на режиссерский факультет ВГИКа.
Однокурсникам Гайдай запомнился как веселый молодой человек. Не все шутки были удачными — за некоторые из них пришлось расстаться с институтом. К счастью, Гайдаю удалось добиться восстановления, чем он немало всех поразил.
Во ВГИКе же Гайдай встретил девушку, которая впоследствии стала его женой — актрису Нину Гребешкову. Они познакомились во время подготовки учебной постановки. После репетиций режиссер провожал актрису домой, причем шли они пешком от ВГИКа до самого Арбата. В 1953 году молодые люди поженились.
Покровительство Пырьева
Гайдай еще студентом обратил на себя внимание Ивана Пырьева. Последний предложил начинающему автору два проекта на выбор: помочь Эльдару Рязанову со съёмками «Карнавальной ночи» или Андрею Гончарову с «Долгим путем». Гайдай предпочел Гончарова и, кажется, ошибся: ссора между ними почти сорвала съемки, и в итоге доделывал картину Гайдай, но уже с Валентином Невзоровым.
Несмотря на все трудности, фильм вышел неплохим, а потому другой именитый режиссер, Михаил Ромм, взял шефство над Гайдаем и предложил ему поработать в комедийном жанре. Начинающий автор последовал совету более опытного коллеги и снял фильм «Жених с того света» (1957). Картину, несмотря на царившую тогда «оттепель», назвали слишком смелой. Фильм сильно порезали, и вышел он в ограниченном прокате. Это расстроило режиссера настолько, что он почти зарекся снимать комедии. Очередная попытка заявить о себе — вышедший в 1959 году фильм «Трижды воскресший» — провалился.
Первый успех в кино
В 1960 году Иван Пырьев прочитал фельетон Степана Олейника «Пес Барбос» и решил, что с экранизацией справится Гайдай. Пырьев же посоветовал взять в фильм Евгения Моргунова. На две другие роли были назначены Георгий Вицин и Сергей Филиппов, но второго в то время не было в Москве. Тогда Вицин заметил, что недавно видел в цирке потрясающего клоуна, который мог бы справиться с работой. Этим клоуном оказался Юрий Никулин.
Так появилась троица «Трус-Балбес-Бывалый», покорившая всю страну. Короткометражка «Пес Барбос и необычной кросс» (1961), как и ее сиквел «Самогонщики» (1961), имела оглушительный успех. Гайдай поверил в себя и вернулся к съемкам комедий.
В следующие 11 лет режиссер снимет свои главные картины: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966), «Бриллиантовая рука» (1968) и «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). В этот же период вышли не столь успешные, но все же полюбившиеся публике «Деловые люди» (1962) и «12 стульев» (1971).
Юмор Гайдая был понятен простым людям. За плодотворную работу и любовь зрителей режиссер был удостоен почетного звания народного артиста РСФСР.
Последние годы
Одна из последних успешных картин Гайдая — «Не может быть!» (1975). Вышедшие после нее фильмы уже не могли сравниться со своими предшественниками. Некоторые критики связывают это с прекращением сотрудничества со сценаристами Яковом Костюковским и Морисом Слободским.
Неудачи режиссер воспринимал крайне болезненно. А после распада СССР Гайдай и вовсе убедился, что больше не чувствует пульса времени.
В ноябре 1993 года режиссер попал в больницу с воспалением легких, где и скончался у жены на руках 19 ноября.