Лессировка: популярный технический прием в академической живописи
770
просмотров
Лессировка (от немецкого Lasierung — «глазурь») — это технический прием в живописи, суть которого заключается в нанесении полупрозрачной краски поверх высохшего слоя основного пигмента. Лессировка применяется в изобразительном искусстве для получения сложных глубоких цветов. С помощью этой оригинальной техники художник делает изображение на картине более сочным и утонченным.
Лессировка. Ян ван Эйк. Картина «Портрет человека в красном тюрбане», 1433

Лессировка также придает живописному произведению искусства богатый колорит. При накладывании на холст нескольких слоев красок они становятся переливчатыми, автор получает возможность вносить тонкие цветовые коррективы в свою работу.

Лессировка. Рафаэль Санти. Картина «Портрет Бальдассаре Кастильоне», 1515

Особенности и виды лессировки

Лессировка широко востребована не только в живописи, но и при проведении отделочных ремонтных работ. Наложение дополнительных полупрозрачных слоев пигмента часто используют при окрашивании стен внутри помещений.

Лессировка. Леонардо да Винчи. Картина «Джоконда», 1519

Существует два основных приема нанесения краски: на подмалевок или на незакрашенные участки полотна. Во втором случае очень часто на картине остается видна структура холста, как при работе акварельными красками. Поэтому данную технику называют акварельной лессировкой.

Лессировка. Тициан. Картина «Кающаяся Мария Магдалина», 1560

В качестве растворителя можно использовать льняное масло или специальный лак. Размеры и тип кисти художник подбирает в соответствии со своими личными предпочтениями. В этой технике допускается наносить тонкий полупрозрачный слой не только цельными, но и полученными в результате смешения нескольких цветов красками.

Лессировка. Караваждо. Картина «Обращение Савла», 1601

История лессировки

История лессировки берет свое начало в эпоху раннего Северного Возрождения в начале XV века, а изобретателем этой техники большинство исследователей считают великого фламандского портретиста Яна ван Эйка (Jan van Eyck). Она была изобретена в результате многочисленных экспериментов при работе недавно появившимися масляными красками.

Лессировка. Питер Пауль Рубенс. Картина «Портрет маркизы Бриджиды Спинола-Дориа», 1606

По примеру ван Эйка и другие голландские живописцы начали использовать новый технический прием. Широко был распространен метод нанесения нескольких полупрозрачных слоев краски на покрытый лаком подмалевок и грунт светло-серого оттенка.

Лессировка. Диего Веласкес. Картина «Триумф Вакха или пьяницы», 1629

К концу XV века изобретение ван Эйка взяли на вооружение итальянские мастера живописи, в том числе величайшие представители Ренессанса. Длительное время техника оставалась неизменной, пока в конце XVI века Караваджо (Caravaggio) не изобрел усовершенствованный вариант. Гениальный итальянец первым рискнул использовать очень темный (почти черный) грунт для написания своих эффектных картин в манере «кьяроскуро».

Лессировка. Рембрандт. Картина «Пир Валтасара», 1635

В последующие столетия лессировка получила заслуженное признание среди художников. Эта техника была востребованной в традиционной академической живописи вплоть до второй половины XIX века. Но с появлением импрессионизма ситуация начала стремительно меняться. Выдающиеся представители этого течения начали активно применять новые живописные техники и массово отказываться от старых традиций при написании картин.

Лессировка. Жорж де Латур. Картина «Святой Иосиф столяр», 1640

В ХХ веке приверженцы модерна и авангардного искусства продолжили дело, начатое импрессионистами, и в наше время лессировку использует лишь небольшая часть профессиональных живописцев. Хотя во всех художественных школах эта техника входит в стандартный курс обучения в наступившем XXI веке.

Лессировка. Франциско Гойя. Картина «Портрет Себастьяна Мартинеса Переса», 1792

Известные художники, работавшие в технике лессировки

К числу самых известных художников, использовавших лессировку в своем творчестве, можно причислить многих великих мастеров живописи. И все же, среди них особо выделяются:

  • Ян ван Эйк — изобретатель новой техники живописи в европейском изобразительном искусстве. Великий голландец с ее помощью еще в первой половине XV века научился создавать удивительно реалистичные образы людей на своих картинах.
  • Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) — величайший гений итальянского Ренессанса, написавший знаменитую «Джоконду». Во время работы над этим шедевром да Винчи использовал прием многократного покрытия холста полупрозрачными красками.
  • Тициан (Tiziano) — знаменитый представитель Венецианской школы живописи. Во многих его поздних работах хорошо видна мельчайшая структура холста после нанесения лессировочного слоя краски.
  • Караваджо — гениальный основатель реализма в европейской живописи. Непревзойденный мастер кьяроскуро первым не побоялся использовать черный грунт для лессировки и добился оглушительного успеха.
  • Рембрандт (Rembrandt) — крупнейший мастер Золотого века голландского изобразительного искусства. Техника в течение всей жизни помогала художнику воплощать в своих произведениях глубокие эмоциональные переживания людей.
Лессировка. Уильям Тернер. Картина «Последний рес корабля "Отважный"», 1838

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится