Луиджи Руссоло — один из родоначальников футуристического направления в живописи. Его художественные и музыкальные эксперименты оставили значительный след в истории мирового искусства.
Биография Луиджи Руссоло
Луиджи Руссоло появился на свет 30 апреля 1885 года в итальянском местечке Портогруаро недалеко от Венеции в семье органиста. Луиджи был третьим ребенком у своих родителей. Вместе со старшими братьями он серьезно занимался музыкой и самостоятельно обучался рисованию. В 1901 году семья переселилась в Милан, где братья поступили в консерваторию, а Луиджи — в Академию художеств Брера (Brera).
В 1910 году Луиджи Руссоло как поэт сотрудничал с журналом «Поэзия», познакомился с художником Умберто Боччони (Umberto Boccioni) и писателем Филиппо Томмазо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti), которые оказали влияние на молодого Руссоло. В его творчестве наметились фантасмагорические образы ночного города с гротескными фигурами, световыми перепадами, стремительно движущимися формами.
Спустя год вокруг Филиппо Маринетти образовалась арт-группа из числа молодых итальянских художников, в которую входил и Луиджи Руссоло. Увлеченный динамикой и геометрией объектов, живописец внедрял глубокие философские подтексты в свои сюжеты. В 1912 году в Париже открылась первая футуристическая выставка, экспонаты которой позже демонстрировались во многих европейских странах. Но революционные идеи футуризма не нашли там существенного отклика.
С 1913 года Луиджи Руссоло посвятил себя музыкальным изысканиям. Он издал манифест «Искусство шумов», изобрел несколько шумовых инструментов и сочинил для них ряд музыкальных произведений. Участвуя в Первой мировой войне, получил тяжелое ранение в голову, долгое время находился на излечении. В 1927 году из-за нарастания в Италии фашистской идеологии Руссоло переехал в столицу Франции, где прожил до 1939 года. Там он вновь вернулся к изобразительному творчеству. В 1929-1930 годах его работы экспонировались в парижских художественных галереях.
В 1931 году Луиджи Руссоло завершил свою музыковедческую карьеру, оставил изобразительное искусство и занялся философией. Больше всего его привлекала теософия и оккультная практика. Возвратился гений к живописи только в 1941 году, предпочитая изображение природы в фигуративном стиле.
Художник ушел из жизни 4 февраля 1947 года в Серро ди Лавено (Cerro di Laveno).
Самые известные картины Луиджи Руссоло
Картины Луиджи Руссоло передают многоцветные и многозвучные явления природы и жизнедеятельности человека. Для них типично изображение индустрии в виде живого организма:
- «Лампы или Молнии» (1910) — образ рабочей окраины города с ее заводами и фабриками, который доминирует в футуристической живописи раннего периода.
- «Парфюм — запах, аромат» (1910) — атмосфера запахов, созданная легкими мазками и занимающая центральное место. Женский профиль постепенно рассеивает свои очертания и расслаивается в окружающем пространстве.
- «Динамизм бегущего ночного поезда» (1911) — культовое футуристическое изображение транспорта и динамики его движущей силы.
- «Восстание» (1911) — синтез трех футуристических тем: толпа, движение и город с его громоздкими домами. Мощная масса бегущих людей надвигается на город. Остроугольная геометрия и насыщенность цветовых контрастов создают ощущение вращающегося калейдоскопа.
- «Дом + Свет + Небо» (1913) — абстрактное произведение, раскрывающее взаимодействие природной стихии и творений рук человека. Лучи солнца и искусственный свет фонаря пересекаются и втягивают зрителя внутрь пейзажа.
Картины Луиджи Руссоло представлены в музеях мира и в собраниях частных коллекционеров. Его работы привлекают внимание зрителей бунтарской смелостью, попыткой расширить возможности восприятия окружающего мира.