Мадонна в живописи: как изображали Святую Деву Марию гениальные художники Старого Света
925
просмотров
Мадонна (от итальянского mia donna — «моя госпожа») на картинах религиозного жанра в западноевропейском искусстве встречается очень часто. Мастера живописи разных исторических эпох изображали Мадонну на картинах, чтобы отдать дань уважения Пресвятой Деве Марии — земной матери Иисуса Христа.
Мадонна на картинах. Пьетро Перуджино. Картина «Пьета», 1490

Мадонна на картинах всегда вызывает благоговейный трепет у зрителя, так как образ Богоматери глубоко почитаем и католиками, и православными. А лучшие произведения искусства на эту тематику украшают экспозиции крупнейших музеев мира и уникальные частные коллекции.

Мадонна на картинах. Андреа Монтенья. Картина «Мадонна Херувимов», 1485

Особенности изображения Мадонн на картинах

Мадонна на картинах обычно изображается с младенцем Иисусом на руках, эта традиция берет свое начало еще с первых икон. Но в европейской живописи также существует огромное количество других вариантов художественных образов Богоматери, в том числе:

  • Стоящая в одиночестве с жестом благословения, направленным на зрителя.
  • Стоящая с младенцем на руках в окружении святых.
  • Восседающая на троне после Вознесения на небеса.
  • Кормящая младенца грудью.
  • Оплакивающая Христа, который лежит на ее коленях (Пьета).
  • Носящая во чреве Иисуса (Богоматерь-роженица).
  • Защищающая людей своим покровом (Оранта).
  • Со сверкающим сердцем в груди, обрамленным розовым венком.
  • Сидящая на фоне очаровательного пейзажа рядом с младенцем.
  • Прогуливающаяся в райском саду.
Мадонна на картинах. Сандро Боттичелли. Картина «Мадонна, поклоняющаяся Младенцу Христу, с пятью ангелами», 1485

Голову Мадонны на картинах часто украшают нимб и корона, но это правило является обязательным только для икон. Многие художники, особенно во времена Ренессанса, сознательно придавали Богоматери узнаваемые земные черты лица и облачали ее в грациозные, но все же весьма традиционные одеяния.

Мадонна на картинах. Леонардо да Винчи. Картина «Мадонна Литта», 1491

Европейские живописцы также часто изображали на картинах важные события из жизни Богоматери, описанные в Евангелии и других святых текстах:

  • Благовещение.
  • Рождество Иисуса.
  • Поклонение волхвов и пастухов.
  • Успение.
  • Коронацию.
  • Введение в храм.
  • Отдых на пути к Египту.
  • Обручение с Иосифом.
Мадонна на картинах. Джорджоне. Картина «Мадонна Кастельфранко», 1504

Образ Мадонны популярен не только в живописи, но и в других видах искусства:

  • фреске;
  • скульптуре;
  • мозаике;
  • гравюре.

Он во все времена служил неисчерпаемым источником вдохновения для лучших художников христианского мира.

Мадонна на картинах. Джованни Беллини. Картина «Мадонна на лугу», 1505

История Мадонны в живописи

История Мадонны в живописи берет свое начало с древнейших времен. Самые ранние настенные изображения Богоматери датируются вторым веком нашей эры, их археологи обнаружили в римских катакомбах Присциллы.

Мадонна на картинах. Икона в византийском стиле «Мадонна с младенцем», XIII век

В IV столетии Константин Великий сделал христианство господствующей официальной религией в Византийской Империи. С этого времени в Константинополе, а затем и на территории остальной Европы, формируются школы иконописи. В течение многих столетий лики Богородицы художники изображали лишь на иконах и фресках, а церковь ревностно следила за соблюдением строгих установленных живописных традиций.

Мадонна на картинах. Ян Госсарт. Картина «Поклонение волхвов», 1505

В начале XII века в Западной Европе начал стремительно приобретать популярность культ Богородицы. Изображения в виде мозаик, статуэток и икон Мадонны становятся востребованными не только среди служителей церкви, но и в кругу высших представителей власти.

Мадонна на картинах. Жерар Давид. Картина «Отдых на пути в Египет», 1510

В XIV веке в Италии началась эпоха Ренессанса, которая в значительной степени изменила традиции изобразительного искусства. Итальянские художники стали постепенно отказываться от византийских иконописных догм и начали создавать живописные картины на религиозную тематику. Эту тенденцию со временем подхватили их коллеги из других Европейских стран: Голландии, Франции, Германии.

Мадонна на картинах. Рафаэль Санти. Картина «Сикстинская Мадонна», 1514

Католическая церковь, в отличие от православной, не препятствовала развитию живописи. Напротив, представители духовенства стали главными заказчиками картин, настенных росписей и скульптур. В господствующем в те времена религиозном жанре образ Мадонны стал одним из наиболее востребованных.

Мадонна на картинах. Тициан. Картина «Введение Марии во Храм» (фрагмент), 1538

Гуманистическая философия Ренессанса также оказала огромное влияние на работу живописцев. У художников появились новые возможности для реализации своих идей. Мастера Возрождения начали смело экспериментировать с каноническим внешним видом Девы Марии, создавать картины с разными сюжетами на темы жизнеописания Богоматери.

Мадонна на картинах. Питер-Пауль Рубенс. Картина «Успение Пресвятой Девы Марии», 1611

Многие известные живописцы создавали целые циклы картин, посвященные Мадонне. Великие мастера Возрождения использовали в своих работах новые техники и материалы. Живописцы достигли совершенства в изображении перспективы, игры света и тени, потрясающей глубины тонов и разнообразия цветовых оттенков.

Мадонна на картинах. Диего Веласкес. Картина «Коронование Пресвятой Богородицы», 1636

Но эпоха Ренессанса также способствовала появлению и развитию новых жанров искусства:

  • батального;
  • бытового;
  • натюрморта;
  • пейзажа.
Мадонна на картинах. Гвидо Рени. Картина «Поклонение пастухов», 1642

Постепенно художественные потребности заказчиков изменились. Религиозный жанр утратил лидирующее положение, но не исчез совсем. Мадонну на картинах продолжали изображать мастера последующих эпох, работавшие в самых разных стилях:

  • барокко;
  • рококо;
  • классицизма;
  • романтизма;
  • реализма;
  • модерна;
  • сюрреализма;
  • символизма.
Мадонна на картинах. Пьеро ди Козимо. Картина «Непорочное зачатие», 1655

И в наши дни Мадонна на картинах вызывает огромный интерес у ценителей искусства. А шедеврами древних мастеров на выставках и в музеях ежегодно любуются миллионы людей в разных уголках Земли.

Мадонна на картинах. Франциско де Сурбаран. Картина «Мадонна де ла Мисерикордия», 1655

Известные художники, изображавшие Мадонну на картинах

Практически все известные художники эпохи Возрождения неоднократно изображали Мадонну на своих картинах. Даже простой перечень мастеров, обращавшихся к этой тематике, займет несколько страниц печатного текста. И все же, стоит выделить нескольких мэтров живописи, которые заслуживают отдельного упоминания:

  • Джованни Беллини (Giovanni Bellini) на протяжении всей своей жизни неоднократно писал Мадонну. Одной из любимых его тем была Пьета с изображением оплакивающей Христа Богоматери.
  • Андреа Мантенья (Andrea Mantegna) создавал свои произведения в характерной резкой манере. Его наследие включает не только большое число картин с ликами Девы Марии, но также многочисленные гравюры и алтарные росписи.
  • Пьетро Перуджино (Pietro Perugino) — учитель великого Рафаэля, который одним из первых в Италии начал работать масляными красками. Он умело создавал сентиментальные образы Девы Марии в своих произведениях.
  • Рафаэль Санти (Raffaello Santi) — создатель самой знаменитой в мире «Сикстинской Мадонны». Но великий гений не ограничился написанием одного шедевра, он оставил потомкам целый цикл из почти 5 десятков картин, посвященных матери Христа.
  • Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) подарил нам гениальную «Мадонну Литту», одно из самых ярких изображений Девы Марии, кормящей Христа. Ему же принадлежит авторство еще около 10 уникальных и безукоризненно написанных Мадонн.
  • Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio) одним из первых в истории мировой живописи рискнул изобразить Деву Марию в образе маленькой девочки на своей картине «Введение Марии во храм». Это произведение мастера, как и многие другие шедевры, получило заслуженное признание еще при жизни мэтра.
Мадонна на картинах. Вильям-Адольф Бугро. Картина «Мадонна с лилиями», 1899

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится