У Марии Грации Кьюри впечатляющий послужной список. Вместе со своим творческим партнером Пьерпаоло Пиччоли она работала над проектами для Fendi и Valentino. Работе в Valentino Мария отдала двадцать пять лет жизни – сначала создавая аксессуары, а затем, вместе с Пиччоли, возглавляя модный дом. Идеальные образы звезд на красных ковровых дорожках – ее заслуга. В 2016 году она представила последнюю общую с Пиччоли коллекцию, а затем каждый из них отправился в свободное плавание – Пиччоли остался в Valentino, а Мария согласилась стать креативным директором легендарного дома Dior.
Это назначение бурно обсуждалось в прессе. Первая женщина на этой должности – сможет ли она удивить мир моды после Ив Сен-Лорана, Джона Гальяно, Рафа Симонса, вносивших в развитие марки нечто революционное?
Первая же коллекция Марии Грации Кьюри в Dior вызвала бурю критики и цунами восторгов. Казалось, в мире моды не осталось равнодушных – кто-то патетически восклицал, что Dior уже не тот, кто-то начинал срочно копить хотя бы на футболку с феминистским слоганом.
А самые популярные девушки в Instagram красовались на фото в невесомых платьях со звездами, благодаря Марию за созданную сказку – пост Беллы Хадид с подписью «спасибо, что позволила почувствовать себя принцессой», набрал восемьсот пятьдесят тысяч лайков почти мгновенно.
Едва ли не главной заслугой Марии Грации Кьюри считают превращение Dior в своего рода инста-марку. Все, что создает Мария, отлично смотрится на мобильных фотографиях – а значит, достигает аудитории, которая не слишком-то увлекается глянцевыми журналами, но не может прожить ни секунды без смартфона в руках. Сама она искренне восхищается digital-культурой и возможностью моментально делиться впечатлениями с людьми по всему миру.
Еще один социокультурный тренд, которому следует Мария – это феминизм.
Каждая ее коллекция вдохновлена сильными и яркими женщинами. Одну из них она посвятила выдающимся танцовщицам современности – Айседоре Дункан и Пине Бауш, другую, названную критиками «ботанической» - сестре Кристиана Диора, Катрин.
Катрин Диор была участницей французского Сопротивления, пережила концентрационный лагерь, а дальнейшую свою жизнь посвятила профессиональному садоводству. Рассказать через моду о незаслуженно забытых личностях – это настоящая миссия Кьюри.
Целевая аудитория ее творчества – это женщины, которые знают, чего хотят, любят красивые вещи и украшают себя ради себя самих, а не ради оценки зрителей. Ключевой идеей марки всегда оставалась женственность, и коллекции Кьюри этому не противоречат, просто само понимание женственности изменилось, когда женщины получили власть в мире моды.
В наши дни это не только декоративная хрупкость и мягкость, но и сила, уверенность, забота о себе, понимание своей чувственности, сексуальности и желаний.
Кьюри – одна из тех деятелей современной культуры, кто воспевает девичество не как этап подготовки к женской зрелости, сексуальности и материнству, а как самоценное явление. Быть молодой девушкой в наше время не значит быть недоженщиной и смиренно ждать своей участи – это значит быть Малалой Юсуфзай, Гретой Тунберг, Билли Айлиш и многими другими звездами социальных движений и искусства. Поэтому в коллекциях Кьюри вектор смещен в сторону гранжа и приятной инфантильности.
Очаровательные детали, легкие юбки со свитерами, смешные значки, иронически обыгранный логотип бренда, размещенный повсеместно (что во «взрослой» моде считается просто недопустимым), ленточки, туфли на плоском ходу или с крошечным изящным каблучком, который носили девушки-подростки в 50-х… Все это, милое и трогательное, что японцы назвали бы kawaii, сочетается с высокими шнуровками, кожей и грубыми фактурами. «Защищай своего внутреннего ребенка» - словно говорит Кьюри своим клиенткам.
В то же самое время Кьюри отдает должное и истории марки, используя излюбленные силуэты и приемы Диора в собственном прочтении – подчеркнутую талию, укороченные жакеты, превращенные в форму фехтовальщиц. Не забывает она и о своей работе для Valentino, используя свои любимые мотивы – вышивку, аппликации, драпировки. В той самой первой коллекции для Dior, оставившей после себя смесь восторгов и недоумения, Кьюри демонстрирует образ фехтовальщицы под впечатлением от фильмов Висконти. Философия этого показа – «сражайся за свои идеи» - читается в каждой представленной модели.
Современная мода для Кьюри – это не способ понравиться другим или что-то доказать, а нечто о собственных ощущениях, эмоциях и желаниях. Она не ратует за целостный стиль и аскетизм – в наши дни можно утром одеться минималистично, а вечером посоперничать с дрэг-дивой – почему бы нет?
Мария Грация Кьюри говорит о себе как об открытой, спонтанной, интуитивной женщине. Она общительна – обожает говорить по телефону, быть всегда на связи, делиться фотографиями в мессенджерах по поводу и без. Она любит черный кофе, «Игру престолов» и горький кофе – а еще ужины со своей семьей.
Теперь она живет в Париже, а ее муж – в Риме, но они стремятся встречаться как можно чаще. С дочерью – девушке чуть за двадцать, и она воплощение целевой аудитории марки – Мария поддерживает теплые и прочные отношения, они регулярно путешествуют, скупая пончо и кимоно, а сын, не менее любимый, далек от моды.
Мода, любовь, красота и женщины, знающие, чего хотят – таким должен быть мир в представлении Марии Грации Кьюри и ее поклонниц. Не так уж плохо.