Одной из первых в советском кино воплотить в одном фильме разные образы попробовала знаменитая актриса Любовь Орлова. В комедии «Весна» она сыграла две роли – легкомысленную актрису оперетты Веру Шатрову и ее полную противоположность, серьезную женщину-ученого Ирину Никитину. Эти две героини не только по-разному выглядели, но и говорили по-разному. В те времена технически это сделать было очень непросто: «Мосфильм» после войны еще не был полностью восстановлен, и работать пришлось на чешской студии. Режиссер Григорий Александров использовал технику комбинированных съемок, чтобы в одном кадре могли появиться обе героини. На тот момент это было новшеством, и многие зрители были уверены в том, что у актрисы действительно был двойник. Чтобы достичь такого эффекта, половину кадра закрывали черной шторой, а на второй половине Любовь Орлова играла сцены с одной из своих героинь. Затем пленку отматывали, закрывали вторую часть кадра и проделывали все то же самое со второй героиней. Снять нужно было с одного кадра, и от актрисы требовалось филигранное мастерство.
Позже в техническом плане это сделать было проще, но от актера тоже зависело очень многое. Евгений Леонов сыграл двух противоположных по характеру персонажей в комедии «Джентльмены удачи»: один из них был вором-рецидивистом по кличке Доцент, а второй – порядочный и воспитанный заведующий детским садом. И если со вторым образом у актера не было никаких проблем, то для того, чтобы вжиться в образ преступника, он даже ходил в тюрьму и наблюдал там за поведением заключенных. И результат оказался впечатляющим: даже на крупных планах, по одному только выражению глаз можно было понять, кто из этих героев в данный момент находится перед зрителями.
Чудеса перевоплощения продемонстрировал и Юрий Яковлев в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Трудно было поверить в том, что один и тот же человек может так убедительно сыграть одновременно и сурового царя Ивана Грозного, и глуповатого, нерешительного и суетливого управдома Ивана Буншу. Эта задача оказалась непосильной для многих актеров, который проходили пробы в этот фильм – почти у всех один герой выглядел намного убедительнее, чем второй. А режиссер хотел, чтобы зрители поверили и тому, и другому. И с этой задачей справился только Юрий Яковлев, который предложил сделать Буншу более комичным персонажем, «бытовым кретином с двумя извилинами», чтобы на его фоне Иван Грозный выглядел величественно. При этом вместе на экранах они появились только в одном кадре, и эта сцена тоже была снята методом комбинированной съемки.
Менее известной, чем предыдущие фильмы, зрителям известна попытка Леонида Куравлева сыграть одновременно двух разных персонажей. В комедии «Ты – мне, я – тебе» он воплотил на экранах образы двух абсолютно разных по характеру братьев-близнецов: один был предприимчивым, общительным и неунывающим, а второй – скромным, честным и бескомпромиссным. Разница подчеркивалась и внешними чертами. Вместе они тоже появлялись только в одном эпизоде, снятом при помощи комбинированных съемок, а в остальных кадрах одни из героев сидел спиной к камере, и в этом случае героя заменял дублер.
А вот Валерий Гаркалин в комедии «Ширли-мырли» сыграл даже не две, а сразу четыре роли! Все они были братьями-близнецами, к тому же женатыми на женщинах, удивительно похожих между собой. Один из братьев был аферистом и уголовником, второй – знаменитым дирижером, третий – цыганским бароном, а четвертый – чернокожим стюардом. Все они якобы были разлучены в детстве и нашли друг друга только в зрелом возрасте. Гаркалину пришлось непросто – он должен был не только переодеваться и гримироваться по несколько раз за один съемочный день, но и менять манеру поведения и речи. Совместные кадры снимали по тому же принципу – если один из братьев стоял спиной к камере, то его заменял дублер, а если они должны были появиться все вместе, актер играл по очереди в разных частях кадра, а потом все дубли собирали в один.