Майя Плисецкая родилась в театральной семье
Многие родственники Майи Плисецкой были артистами балета, играли в театре или кино. Ее мать Рахиль Мессерер окончила ВГИК и снималась в немых фильмах. Дядя балерины Азарий Азарин был художественным руководителем Театра им. М.Н. Ермоловой, тетя Суламифь Мессерер более 20 лет выступала в Большом театре. Прославились и младшие братья Плисецкой — Александр и Азарий, которые тоже стали артистами балета.
Балерина дебютировала на сцене в семь лет
В 1932 году Майя Плисецкая сыграла свою первую роль в спектакле. Тогда она жила на острове Шпицберген, куда отправили на службу ее отца — дипломата Михаила Плисецкого.
…Баренцбурговцы даже осилили постановку оперы Даргомыжского «Русалка». На роль Русалочки, произносившей знаменитый пушкинский текст «а что такое деньги, я не знаю», определили меня. То ли из нашего махрового советского подхалимажа — отец, как-никак, консул, то ли я и впрямь была артистична. Нескромно скажу, была. Если и подхалимничали, то не промахнулись. Я с шиком сыграла свою крошечную роль. <...> Это было мое первое выступление с театральных подмостков перед публикой.
Майя Плисецкая. Из книги воспоминаний «Я, Майя Плисецкая»
Миниатюру «Умирающий лебедь» Плисецкая исполняла даже под аккордеон
Мать Плисецкой Рахиль Мессерер в конце 1930-х репрессировали и сослали в казахстанский город Чимкент. Она зарабатывала тем, что давала уроки танцев для местных жителей. В 1939 году в Чимкент навестить мать приехала Майя Плисецкая — ей было 14 лет. На одном из вечеров по просьбе Рахиль Мессерер юная балерина впервые станцевала «Умирающего лебедя».
Мама настояла, чтобы я явилась на публику. «Ты выходишь из формы, будешь бояться зала. Не забывай, ты должна стать хорошей танцовщицей. У тебя есть талант». Какой-то понурый ссыльный играл мне на аккордеоне попурри из балетов Чайковского. Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего «Умирающего лебедя», но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала.
Майя Плисецкая. Из книги воспоминаний «Я, Майя Плисецкая»
«Лебединое озеро» очень полюбили в Индии
Во время гастролей Большого театра в Индии в 1953 году Плисецкая часто исполняла миниатюру «Умирающий лебедь». Номер так понравился премьер-министру страны Джавахарлалу Неру, что на одной из встреч он решил познакомиться с балериной: «Премьер несколько раз начинал заговаривать со мной то по-английски, то по-французски, смотря умнющими вопрошающими глазами. Но я… пробавлялась междометиями и жестами. Неру подозвал переводчика-индуса и задал мне несколько занятных вопросов».
Неру объяснил балерине, что «Умирающего лебедя» в Индии любили из-за одной легенды, по которой лебедь считался самой преданной птицей.
В середине 1950-х, пока труппа Большого театра ездила на гастроли в Швейцарию, Францию, Китай и другие страны, Майя Плисецкая оставалась в Москве. В КГБ даже рассматривали дело: считали, что балерина много общалась с иностранцами и может шпионить для британской разведки. Плисецкая несколько раз писала письма советским чиновникам: «Две мои «умоленные» телеграммы Хрущеву, письма ему же, Булганину, Шепилову — остались без ответа... Никто из вождей говорить со мной не захотел. Слова не услышала». Вновь отправиться на гастроли за границу балерине разрешил лично Хрущев в 1959 году.
Пьер Карден называл балерину своей музой
Майя Плисецкая всегда следила и за советской, и за иностранной модой. Балерина была лично знакома с Коко Шанель, а Пьер Карден считал ее своей музой. Дизайнер не раз шил костюмы для спектаклей с ее участием.
А в Москве модную одежду Плисецкая покупала у фарцовщиков: «Цены были нерадужными — стоили предметы роскоши баснословно дорого. Но в рубище не походишь. <...> Смотрят на меня. Я на виду». Балерина тратила на наряды почти всю свою зарплату.
Плисецкая снималась в кино и играла Бетси Тверскую в «Анне Карениной»
Плисецкая снималась в телеадаптациях известных балетов Большого театра — «Лебедином озере», «Сказке о Коньке-горбунке». А в 1967 году режиссер Александр Захри пригласил артистку на роль Бетси Тверской в экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина». В журнале «Культура и жизнь» об игре балерины писали: «Она удивительно естественна, как будто действительно жила в мире героев романа Толстого и как будто всю жизнь снималась в кино».
После «Анны Карениной» Плисецкая получала еще много ролей в кино. А в 1976 году балерина даже написала сценарий повести Ивана Тургенева «Вешние воды». По нему режиссер Анатолий Эфрос снял фильм «Фантазия» с участием Иннокентия Смоктуновского и Татьяны Веденеевой.
С мужем балерина познакомилась в гостях у Лили Брик
Лиля Брик, возлюбленная Маяковского, старалась не пропускать ни одного спектакля с участием Майи Плисецкой в Большом театре. После каждого выступления она дарила балерине цветы с записками: «Майинька! Любименькая! Догадайтесь, от кого эти цветы… Обнимаем, целуем до хруста костей».
Брик часто приглашала Плисецкую в гости. Именно на одном из вечеров у нее дома балерина встретилась со своим будущим мужем — композитором Родионом Щедриным.
Я очень любил, просто боготворил первый том стихов Маяковского — и писал на них музыку. И один мой приятель, литератор, как-то говорит: «Слушай, ты лабаешь так здорово! Пойдем к Лиле? Она кормит вкусно, выпьем как следует, на такси деньги дает». Я говорю: «А что, она жива?!» — «Жива! Она здесь, на Арбате — идем! Я с ней созвонюсь, слабаешь ей? Я у нее рояль видел». — «Конечно!» Пошли к ней, я поиграл то, что написал. <...> И если бы Лиле тогда не понравилось, я бы, может, и не женился на Майе Михайловне.
Родион Щедрин. Из интервью Forbes
Плисецкая руководила балетными труппами в Италии и Испании
Майя Плисецкая много работала с зарубежными театрами. В 1983 году она стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета. Там балерина поставила балеты «Раймонда» и «Щелкунчик». За них Плисецкая получила итальянскую премию в области искусств «Виа Кондотти». В конце 1980-х годов артистка сотрудничала с Королевским театром Мадрида. В то же время она руководила труппой Национального балета Испании. А в Японии в 2003 году она поставила танец для мюзикла «Аида» по опере итальянского композитора Джузеппе Верди.
Даже в 75 лет Майя Плисецкая выступала с танцевальными номерами
В Большом театре Плисецкая последний раз выступила 4 января 1990 года в спектакле «Дама с собачкой». Но танцевать она не перестала. Спустя три года отметила на сцене 50-летие своего творчества — исполнила главную роль в балете «Безумная из Шайо».
В день своего 70-летия, 20 ноября 1995 года, Плисецкая вышла на сцену с номером «Аве Майя», который специально для нее поставил балетмейстер Морис Бежар. А в 2000 году в Японии прошла премьера спектакля «Крылья кимоно», в котором балерина сыграла Небесную фею.