Мир за сценой: как создают спектакли
792
просмотров
Успешный спектакль — это не только работа режиссера и актеров: над каждой постановкой трудятся множество работников театра. Читайте в нашем материале, как придумывают костюмы и рисуют грим, создают старинное оружие и украшения, подбирают музыку и освещение. А еще узнайте, как устроена сцена: зрители видят лишь небольшую ее часть.

Как создают декорации

Как создают декорации Георгий Мосеев. Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент). 1961.

Театральные декорации переносят зрителей в место, где по сюжету разворачивается представление. Это могут быть сады, леса, городские улицы и площади, интерьеры разных эпох. В постановке «Ревизор» Малого театра действие происходит в небольшом провинциальном городке. Декорации воссоздают дом городничего с ветхим крыльцом, скрипучей лестницей и цветами на окнах.

Петр Белов. Эскиз декораций к постановке «Идиот» (фрагмент). 1984. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Работа над оформлением спектакля длится долго: сначала художники создают эскиз, а затем выполняют макет — миниатюрную сцену с главными элементами. И только потом приступают к основной работе. Некоторые фрагменты рисуют красками на бумаге или холсте. Например, на ткани пишут задник — фоновый занавес в глубине.

Константин Коровин. Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» (фрагмент). 1920. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», село Щелыково, Костромская область

Кулисы — декорации по бокам сцены — могут располагаться в несколько рядов. Во время представления их передвигают и меняют, таким образом отделяют одно действие от другого. Иногда режиссеры совсем отказываются от кулис, и актеры играют в пустом пространстве сцены.

Карл Кукуладзе. Эскиз декорации к опере Петра Чайковского «Мазепа» (фрагмент). 1948–1949. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

Предметы, которые используют в постановке, называют реквизитом. Это оружие, элементы костюмов или предметы интерьера. Вещи, которые сложно достать: вазы и шкатулки определенной эпохи, украшения, старинную амуницию, — изготавливает художник-бутафор. Для этого используют бумагу, картон, холст, металл или пластик. Для музыкального спектакля «Летучий корабль» даже напечатали свои банкноты номиналом одна деньга — во время представления они падают на сцену дождем.

Борис Парилов, Николай Парилов. Эскиз декорации, бутафория к опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (фрагмент). 1958. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Художники создают мебель и оружие, посуду и цветы, фрукты и овощи. Абсолютная точность в деталях не важна — главное, чтобы вещь выглядела убедительно на расстоянии. Они следят за сохранностью предметов и готовят их к постановкам, а в небольших театрах сами обставляют сцену. Бутафорские изделия обычно весят меньше, чем настоящие, что облегчает актерам работу.

Александр Васильев. Эскиз декорации к спектаклю «Ревизор». 1966. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Многие известные художники работали над театральными декорациями. Константин Коровин оформил для Большого театра больше 50 опер и балетов, среди них «Руслан и Людмила», «Русалка» и «Золотой петушок». Александр Бенуа сотрудничал с Сергеем Дягилевым во время Русских сезонов, европейских гастролей артистов из Петербурга и Москвы. А Михаил Врубель создал эскизы декораций для опер Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Царская невеста».

Как работают гримеры и костюмеры

Как работают гримеры и костюмеры Нонна Федоровская. Эскиз костюма к опере Жоржа Бизе «Кармен». 1960-е. / Николай Парилов. Эскиз костюма Милитрисы к опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». 1958.

Костюмы персонажей должны соответствовать эпохе и социальному статусу героев, а иногда и подчеркивать черты их характеров. В спектакле «Денискины рассказы» актеры одеты в платья 1960-х годов: прохожий — в плащ с ватными плечами и фетровую шляпу, школьник и милиционер — в форму того времени. А в постановке «Калиф-аист» по одноименному произведению Вильгельма Гауфа герои носят яркие, богато украшенные шитьем и позолотой наряды по мотивам восточных сказок.

Борис Торик. Эскиз костюма к спектаклю «Левша». 1993.

За сценическую одежду актеров отвечают художники по костюмам или костюмеры. Вместе с режиссером они разрабатывают эскизы и подбирают материалы. Саму одежду обычно шьют на заказ в мастерских. А костюмеры приводят в порядок готовые наряды, отпаривают их, сами исправляют небольшие дефекты и даже помогают артистам одеваться. После представления на одежду надевают ярлыки с указанием постановки и актера.

Николай Гриценко наносит грим для роли Тартальи в спектакле «Принцесса Турандот», Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова, Москва. 1963 год. / Валерий Генде-Роте. Елена Образцова в гримерной в костюме Марины Мнишек для оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов», киностудия «Мосфильм», Москва. 1979 год.

Над эскизами костюмов для постановок часто работают именитые художники. По рисункам Льва Бакста шили театральную одежду для артистов Императорских театров — Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной и многих других. Для балетных костюмов Бакст тщательно продумывал детали, цвета и узоры, ведь наряды должны подчеркивать пластику актера во время танца. Предметы одежды и аксессуары, созданные по эскизам Бакста, сегодня выставляют в музеях.

Нина Казаринова гримируется для роли царицы в спектакле «Сказки Пушкина», Государственный театр юных зрителей, Ленинград. 1962 год.

Вместе с художниками по костюмам образ актера создают гримеры. Театральный гример должен иметь разные навыки: визажиста, парикмахера и постижера — специалиста по парикам, накладным бородам и усам. Ему приходится учитывать особое театральное освещение и удаленность актера от зрителей, чтобы лицо не выглядело блеклым и бесцветным. Перед началом спектакля гримеры наносят артистам специальную театральную косметику, а во время представления поправляют ее или даже создают новый образ, если того требует сценарий.

Существует два типа грима. При живописном цвет кожи и нужные эффекты создают с помощью красок. А при объемном мастера используют наклейки, эластичные накладки, усы, бороды, брови, бакенбарды. В постановке «Волшебник Изумрудного города» Воронежского театра юного зрителя гримеры так воссоздавали образы льва с ярко-красными волосами, страшилы с заплатками на лице и других персонажей.

Звуки леса и огни ночного города: освещение и музыка

Звуки леса и огни ночного города: освещение и музыка Матвей Кузнецов. Сцена Дворца культуры им. Я.М. Свердлова, Пермь. 1950-е годы. Пермский краеведческий музей, Пермь

Важная часть каждого спектакля — освещение. Оно помогает передать время суток или состояние природы. В современном театре все чаще используют световые проекции, которые воссоздают дождь, снег, морские волны и облака. Световые эффекты помогают зрителю перенестись в сказочный мир в постановке «Алиса в Стране чудес».

В.Г. Капустин. За кулисами Кировского театра, Киров. 1980-е годы.

Софиты — конструкции из металла с осветительными приборами — находятся над игровой частью сцены, на галереях и боковых кулисах. Внизу лампы спрятаны за длинным барьером, такую установку с рассеянным светом называют рампой. Софиты, как и декорации, устанавливают с помощью подъемных кранов, лебедок, тросов и блоков. Крупные конструкции вывозят на фурках — передвижных площадках на роликах.

Илья Репин. Сцена из балета (фрагмент). 1875.

Свет регулируется на специальной установке, которая позволяет приглушать яркость или увеличивать ее, а еще добавлять цветовые эффекты. Если особое освещение нужно для каждого действия, используют переносную аппаратуру. А одного актера или часть декорации высвечивают театральным прожектором.

Илья Репин. Во время концерта в дворянском собрании (фрагмент). 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Звукооформитель подбирает для постановки шум дождя и грома, птичье пение и гудки машин, звон разбитой посуды и дверные скрипы. Часто спектакли сопровождает музыка — в драматических театрах она помогает передать настроение, а в музыкальных выходит на первый план: в представлении могут участвовать солисты, хор и оркестр. Иногда композиторы пишут музыку специально для постановок. Так, например, Игорь Стравинский специально для Русских сезонов Дягилева сочинил балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».

Сцена: что такое трюм, планшет и карманы

Сцена: что такое трюм, планшет и карманы Д.Н. Мовшин. Макет декорации к спектаклю «Нахлебник», Академический театр драмы им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург. 1968 год. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Главная часть любого театра — сцена — располагается на возвышении перед зрительным залом. Она состоит из нескольких частей. Верхняя включает в себя несколько ярусов — галерей с лестницами и мостиками. По ним передвигаются работники театра, здесь крепят навесные декорации, устанавливают оборудование и осветительные приборы.

Суфлер в суфлерской будке. 1904–1905 годы. Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону

На средней игровой сцене происходит само действо. Пол из деревянных щитов в театре называют планшетом. Иногда он снабжен поворотным кругом — конструкцией, которая позволяет быстро менять декорации и не прерывать из-за этого постановку. В спектакле «Денискины рассказы» Молодежного театра на поворотном круге разместили сразу несколько мест действия: комнату с обеденным столом, школу и двор, где героя ждут друзья и приключения.

Интерьер Драматического театра им. М. Горького, Волгоград. 1950-е годы. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

Нижняя сцена — трюм — расположена под планшетом. Она тоже может состоять из нескольких ярусов. В таком случае верхний ярус называют первым трюмом, а остальные — вторым и третьим. В нижней сцене находится люк: его используют, если во время представления актеры должны неожиданно и быстро появляться или исчезать. Проем в полу закрывает щит, а под ним спрятан подъемный механизм. В нижней сцене размещается суфлерская будка. Суфлер следит по тексту за ходом пьесы и, если нужно, незаметно подсказывает актерам реплики. В современных театрах отводится больше времени на репетиции, чем прежде, и суфлеры встречаются все реже. Эта должность сохранилась в некоторых московских театрах, например в Большом и Малом.

Андрей Маркин. В театре (фрагмент). 1999. / Александр Ботев. Портрет старой театралки (фрагмент). 1982.

Иногда сцена располагается в центре зала, тогда зрители сидят вокруг нее. Но чаще встречаются портальные конструкции, так называемые сценические коробки. Даже с поднятым занавесом публика видит только часть такой коробки, остальные пространства скрыты. Авансцена — самая близкая к зрителю — выступает в зал. В драматических театрах режиссеры используют это пространство для небольших спектаклей перед закрытым занавесом. Следом идет средняя игровая сцена с кулисами. А по сторонам от нее находятся помещения, в которых хранят собранные декорации, — карманы.

Илья Репин. В верхнем ярусе театра (фрагмент). 1920.

В некоторых театрах предусмотрена и глубинная арьерсцена, она располагается за фоном. Если режиссерам нужна большая глубина пространства, то ее используют как основную, но обычно здесь устанавливают аппаратуру.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится