Стандарты красоты и наше восприятие окружающего мира с тех пор тоже неоднократно менялось. Поэтому вы будете удивлены, узнав, какие вещи еще 50 лет назад мужчины считали привлекательными.
Светлая кожа
Расизм был широко распространен в 1960-х годах, хотя движение за гражданские права способствовало существенным положительным изменениям в этом вопросе к концу десятилетия. Противоестественные законы, которые мешали людям в некоторых штатах сочетаться браком с представителями другой расы, были отменены в 1967 году. Несмотря на реформы, проведенные в 1960-х годах, расовые предрассудки все еще были распространены. В конкурсе «Мисс Америка» по-прежнему не разрешалось участвовать афроамериканкам. В 1968 году программа «Мисс Черная Америка» была проведена в тот же день, что и «Мисс Америка», в ответ на дискриминацию «черных» красавиц.
Даже в афроамериканском сообществе предпочтение отдавалось более светлой коже, хотя в 1960-х годах ситуация начала постепенно меняться. Сегодня темнокожие граждане живут в полном равенстве со светлокожими, хотя все-таки остались люди, которые предвзято относятся к «черным», дискриминируя их во всех социальных сферах.
Худоба тела
В средние века полные женщины были эталоном красоты. Мужчинами высоко ценились пышнотелые дамы с аппетитными формами. Хороший аппетит, большая грудь, округлый живот и широкие бедра считались признаками здоровья и плодовитости. В 1950-х и начале 1960-х годов сладострастные женщины, такие как Мэрилин Монро, были иконами стиля. Тем не менее «был сделан значительный шаг к стройности фигуры», как пишет специалист из Манчестерского политехнического университета (Великобритания) Сара Гроган в своей книге «Образ тела». По прошествии десятилетия тенденция к тонкости стала более выраженной. На подиум вышла модель Твигги и стала образцом для подражания для целого поколения молодых женщин. С каждым годом модели становились все тоньше, и в конце 60-х - начале 70-х годов 20-го века мужчин возбуждали (не всех, конечно) типичные анорексички.
Плоские как доски
Когда модели стали тоньше, их формы и изгибы потеряли былую привлекательность. А в конце 1960-х годов всех охватила одержимость ликвидацией целлюлита. Линда Пшибышевски написала книгу «Утраченное искусство одеваться: женщины, которые когда-то сделали Америку», в которой с ноткой сожаления прозвучало: «Стильные, но в то же время пышные женщины были забыты в пользу подростков с недостаточным весом».
Желание быть стройными стало настоящей одержимостью и привело к бесконечной борьбе с лишним весом, особенно среди молодых девушек. «До 1920-х годов подростки беспокоились о том, чтобы получить хорошее образование, но к 1960-м годам потеря веса стала главной целью в жизни», - писала Пшибышевски.
Маленькие попки
Линда Пшибышевски написала, что страх перед целлюлитом заставлял женщин делать все возможное, чтобы устранить «то, что они идентифицировали как воду, шлаки и жир, запертые внутри женских бедер и уродующие женское тело». Об одной представительнице прекрасного пола, которая «смогла уменьшить свои бедра объемом 100 см до 82 см благодаря специальным упражнениям со скакалкой», журнал Vogue в конце 1960-х годов даже сделал отдельный репортаж. Такие темы были типичными в то время. Каждая вторая дама тогда нанимала массажиста, чтобы убрать целлюлит с бедер и ягодиц.
По мнению редакторов The Media Робина Андерсена и Джонатана Алана Грея, стремление иметь мальчишескую фигуру уходит корнями глубоко в культурные противоречия эпохи. Оно не связано с потребностью нравиться мужчинам или соответствовать моде, а продиктовано желанием женщины продемонстрировать свое гендерное равенство.
Открытые ноги
В своем очерке «Мода: история с 18-го по 20-й век» Акико Фукаи писал: «Молодые обнаружили, что оголение тела было самым эффективным средством отделиться от старшего поколения». Мини-юбка вступила в моду, и стройные женские ножки замелькали повсюду.
Все больше внимания уделялось длине и форме ног женщины, что некоторых дам совсем не радовало, так как они понимали, что в мини-юбке они не так уж хороши. Кстати, акцент моды 1960-х годов на женских ногах также повлиял на стиль обуви. В моду вошли высокие сапоги с узким голенищем на каблуке.
Гермафродитизм
Мода на мальчишеские фигуры дала толчок к появлению унисексной одежды и андрогинных стилей. «Это усилило текущую тенденцию поиска большей независимости для женщин», - пишет Ребекка Арнольд в своей книге «Мода, желания и тревога: образ и нравственность в XX веке». Ребекка развила интересную мысль о том, что рост андрогинности в 1960-х годах помог «обозначить приобретенные свободы и отказ от предшествующей клаустрофобной женственности».
Возможно, еще более интересно то, что эта склонность к андрогинии также была принята мужчинами. PBS отметил: «На короткое время, в основном в 1968-1970 годах, стиль унисекс был повсюду, и с ним появилось много путаницы». Далее в статье процитирован Эверетт Мэтлин, который в 1968 году написал в Chicago Tribune: «Отношения между мужчинами и женщинами совсем запутались». Традиционные гендерные роли стали терять свою природную суть, что, по мнению Мэтлина, «приведет к более здоровому климату в обществе», но не все смотрели с таким оптимизмом на столь резкие перемены.
Образ Лолиты
Подавление истинной женственности, потеря интереса к округлостям женских тел привели к популяризации образа юности, фигур «подросткового типа». Американская контркультура 1960-х и 1970-х годов приветствовала таких моделей, как Твигги, – худощавых, с острыми выступающими коленками и ключицами, длинными худыми ногами и руками, короткой игривой стрижкой. Именно такие девушки доминировали в мире моды.
Слово «зрелость» стало даже неприличным – оно напоминало о преждевременной старости, было признаком приближающейся смерти, а от этого все хотели держаться как можно дальше.
Согласно The Mancunion, 60-е годы сегодня стали «символом социального конфликта между старым и новым». «Образ Лолиты» воплотил дух эпохи, представляющий молодежь, силу, скорость, энергию.
Стиль топлес
Восстание против традиционных гендерных норм проявилось еще в одном движении – отказе от женского белья. В конце 1960-х годов многие представительницы прекрасного пола стали ходить топлес в общественных местах, чтобы как можно ярче продемонстрировать свою свободу или раскрепощенность. «Женщины объявили протест привычным нормам морали и отказались от традиционных взглядов на женственность», - пишет The Lala.
Модный дизайнер Ив Сен Лоран внес свой вклад в создание образа новой свободной женщины. На его показах модели не носили нижнего белья под одеждой. Это было сильное заявление, которое вызвало неоднозначную оценку не только критиков, но и разных слоев населения. Многие возмущались, что «обзор был не слишком приятным для зрителя», и «не понятно, каким образом такое решение повлияет на утверждение равенства между полами».
Длинные прямые волосы
Период конца 60-х – начала 70-х годов 20-го века был отмечен как отход от формальностей и традиций. Именно тогда появилась мода на длинные волосы у мужчин. Эта тенденция для них стала «актом протеста против высоких и замысловатых женских причесок и очень коротких мужских стрижек предыдущего поколения».
Женские обязанности
1960-е годы были временем перемен, но в большинстве своем женщины все-таки оставались зависимыми от мужей. Они были домохозяйками и объектами сексуального внимания. Несмотря на большие успехи в области равенства полов и расового равенства, женщины по-прежнему не имели таких же прав, как у мужчин. Даже к концу десятилетия банкам было запрещено выдавать незамужней женщине кредитную карточку. Женщинам, состоящим в браке, требовалось, чтобы их мужья давали письменное разрешение на кредитку. Представительницам слабого пола в некоторых штатах по-прежнему запрещалось занимать должность присяжного заседателя, и вузы Лиги Плюща не принимали дам вплоть до 1969 года, а некоторые - вплоть до 1974 года.
В «Женской мистике», опубликованной в 1963 году, Бетти Фридан подытожила разочарование поколения, написав: «Сегодня женщина чувствует себя чудачкой и виноватой, если просто хочет быть кем-то большим, чем женой и матерью».