Не признав никого из них и не передав им свою фамилию, он передал талант и актерскую харизму. И Евгений Волков, и Дмитрий Исаев, и Илья Коврижных достигли успехов самостоятельно, не пользуясь громкой фамилией отца, которого знала вся страна по ролям Наполеона в «Войне и мире», отца невесты из «Соломенной шляпки» и Лестока из фильма «Гардемарины, вперед!»
В браке с актрисой и режиссером Людмилой Шуваловой Владислав Стржельчик прожил 45 лет. Ради нее он оставил первую жену, в браке с которой растил дочь. Людмила всю свою жизнь посвятила мужу, и многие говорили о том, что таких успехов в профессии он достиг именно благодаря ее жертвенности, заботе и поддержке. При этом сам артист искал вдохновения не только в семье. Он был человеком страстным, эмоциональным, увлекающимся, и нередко позволял себе романы «на стороне».
Людмила знала об этом, но относилась к увлечениям мужа спокойно. Она говорила: «Было бы странно, если бы у такого интересного мужчины не было поклонниц, но они в силу своей интеллигентности, как правило, не доставляли нам особых неудобств… Женщин Влад обожал и каждую называл «солнце мое» – не иначе. Ему ничего не стоило обаять даму, наговорив ей кучу комплиментов. Я знала о его увлечениях, но мне хватало ума смотреть на них сквозь пальцы – актеру иногда нужно чувство влюбленности, оно помогает ему создавать тот или иной образ… Мне даже льстило, что он нравится женщинам. Главное – я знала, что муж очень ценит уклад нашей жизни, и все увлечения мимолетны, поверхностны и никак не отражаются на наших с ним отношениях. Он не давал мне никаких зацепок: оставался нежным и внимательным, никогда не задерживался без предупреждения, звонил по сто раз на дню».
В актерских кругах о Владиславе Стржельчике говорили как о талантливейшем актере, который мог сыграть хоть телефонную книгу, и как о неисправимом ловеласе, постоянно заводившем служебные романы. Как только он появился на сцене БДТ, вся женская половина труппы и зрительного зала была покорена – Стржельчик был очень эффектным и во всех спектаклях получал роли романтических героев. И за кулисами он не выходил из этого амплуа. Он был остроумен, элегантен, самоуверен и умел производить впечатление. Публика ходила в БДТ «на Стржельчика» и наблюдала за ним, затаив дыхание. При этом поклонницы артиста часто проявляли свои знаки внимания в экстравагантной манере: Людмила Шувалова рассказывала, как однажды одна дама прислала ему несколько десятков килограммов докторской колбасы.
О его старшем сыне Евгении Волкове и его матери практически ничего не известно – только то, что он родился в середине 1950-х гг. и пошел по стопам отца, но только не в актерской профессии. Стржельчик не только выступал на театральной сцене и снимался в кино, но еще и занимался педагогической деятельностью в ЛГИТМиКе и Ленинградском институте культуры. Евгений тоже стал преподавателем, кандидатом физико-математических наук и доцентом кафедры астрофизики. От своего отца он получил только отчество, никогда с ним не общался и не давал интервью по этому поводу.
О следующих двух сыновьях Владислава Стржельчика известно намного больше, ведь они тоже стали актерами и добились на этом поприще немалых успехов. Да и скрыть факт отцовства оказалось сложнее, ведь когда в 1973 г. гримерша БДТ – театра, в котором служили и Стржельчик, и его жена – родила сына, все их коллеги знали, кто его отец. И не только знали, но и коллективно обсуждали. Жена актера рассказывала: «Уже потом я узнала, что интрижку Владика с этой девушкой – ее звали Юлей – обсуждает весь театр. Оказалось, на заседании месткома БДТ кто-то поднял вопрос, скажем так, морального облика Владислава Игнатьевича. Товстоногов сразу его осадил: «Снимите тему с обсуждения. Если дойдет до жены, она выгонит Стржельчика из дома. Эти переживания нам в театре не нужны».
В наше время сложно представить, как чью-то личную жизнь могут обсуждать на рабочих собраниях, а во времена СССР это было распространенной практикой и сулило неверным супругам большие неприятности. Это был не первый случай, когда «моральный облик» артиста становился предметом всеобщего обсуждения. Многие коллеги осудили его, когда из Москвы приехала Людмила Шувалова и устроилась к ним в театр. Им дали комнату в общежитии, хотя они не были расписаны – актеры официально оформили брак только после 7 лет совместной жизни. Это считалось аморальным, но руководство театра пошло на этот риск, поскольку было очень заинтересовано в том, чтобы Стржельчик, которого приглашали во многие московские театры, оставался в БДТ.
Гример Юлия не скрывала того, что отцом ее сына Дмитрия был Владислав Стржельчик, но сам он этого факта так и не признал. Каждый раз, когда жена пыталась уличить его в адюльтере, он все отрицал, даже самые очевидные факты. Вот и на этот раз он с таким упрямством отрицал свое отцовство, что жене пришлось оставить все разговоры на эту тему. Она даже не была против того, чтобы мальчик получил его фамилию, но актер этого не хотел. В свидетельстве о рождении ребенка записали как Дмитрия Алексеевича Исаева – свое отчество он получил от деда.
До 12 лет Дмитрий даже не подозревал о том, кто его отец. Мать рассказала ему об этом, чтобы отговорить от карьеры в профессиональном спорте, которую он собирался строить. Она сказала ему: «Нельзя быть спортсменом, когда у тебя такой отец!» Узнав о том, что отец – знаменитый актер, Дмитрий почувствовал гордость. Он признавался: «Не было ни обиды, ни злости – только внутренний восторг от сопричастности к чему-то великому». С тех пор он и сам увлекся театром и кино и решил пойти по его стопам.
Он всегда мечтал о встрече с Владиславом Стржельчиком, но когда она наконец состоялась, вышла сухой и мимолетной, а после этого они не виделись. При этом Дмитрия никогда не покидало ощущение родства с отцом. Он унаследовал и его талант, и харизму, и обаяние – его тоже называли одним из самых привлекательных актеров России. Он не держал зла на своего отца и говорил: «Чтобы сожалеть об отсутствии чего-то, например, мужского воспитания, надо иметь этот опыт. Поскольку у меня его нет, нет и сожалений».
С 14 лет Дмитрий Исаев начал выступать на сцене театра «Приют Комедианта», после школы окончил ЛГИТМиК, Успех пришел к нему не сразу – после окончания института в середине 1990-х гг. ролей не было, и ему пришлось работать и массажистом, и фитнес-тренером, и директором магазина. В 28 лет он начал сниматься в кино, а в 30 о нем узнала вся страна. Дмитрий сыграл одну из главных ролей в сериале «Бедная Настя», который выходил на экраны на протяжении двух лет и пользовался невероятной популярностью. После этого он много снимался, и на данный момент в фильмографии 48-летнего актера уже около 60 работ.
Даже после 60 лет Владислав Стржельчик оставался все таким же ловеласом. В 1981 г. у него родился еще один внебрачный сын, Илья Коврижных. От отца он унаследовал только отчество. Мать, театровед Наталья Борисова, дала ему фамилию его деда. Она никогда не скрывала от сына, кем был его отец. Но так же, как Дмитрий Исаев, Илья увиделся с ним всего один раз в жизни. А когда ему было 14 лет, отца не стало. Ни одного плохого слова ни он, ни его мать о Стржельчике никогда не говорили. Илья признавался: «Я горжусь своим отцом! Спасибо, что благодаря ему я появился на свет».
Илья тоже пошел по стопам отца. В 2002 г. он окончил Щукинское училище, начал выступать на театральной сцене и сниматься в кино. На данный момент в фильмографии 40-летнего актера – 35 работ, и хотя среди них нет главных ролей, все же они позволяют сделать вывод о том, что и младший сын унаследовал от отца талант и обаяние. Как и его старший брат Дмитрий Исаев, он достиг успеха самостоятельно, без отцовской протекции, и никогда не пользовался его громкой фамилией в собственных интересах.
Талантливейший артист Владислав Стржельчик за всю свою жизнь не справился только с одной ролью – отца своих детей. Он не общался ни с признанной им дочерью от первого брака, ни с внебрачными сыновьями. Однажды, еще в самом начале совместной жизни с Людмилой Шуваловой, актер сказал ей одну фразу, которая многое объясняет в его поведении: «Я очень тебя люблю, но запомни: главное для меня – театр».