На его счету – более 120 ролей, среди которых самыми яркими стали Генка Ляпишев из «Большой перемены», многодетный отец в фильме «Однажды, двадцать лет спустя», Вожеватов из «Жестокого романса». А ведь когда-то актеру сказали, что в театре и в кино ему делать нечего. Почему его перспективы в профессии вызывали сомнения, из-за чего, по словам коллег, на склоне лет ему «не давали дышать» и что ускорило его уход – далее в обзоре.
Лицо не для сцены
В школьные годы Виктор Проскурин и мечтать не мог о том, что уже в старших классах начнет сниматься в кино. Он вырос в простой семье: его отец работал на железной дороге, мать – на цементном заводе. А сам Виктор с детства увлекался творческом. В школе он занимался в литературном кружке и посещал театральную студию при Доме пионеров. Именно там его однажды и заприметила ассистентка режиссера киностудии им. М. Горького.
Так в 16 лет Проскурин впервые очутился на съемочной площадке. Он сыграл роль юного бойца-чапаевца в фильме «Орлята Чапая». Конечно, после этого у него не осталось никаких сомнений по поводу того, чем он хочет заниматься в будущем. Правда, поначалу, чтобы помочь родителям, он перешел в вечернюю школу и в 14 лет устроился станочником на фетровую фабрику. Но как только он получил аттестат, твердо решил штурмовать театральные вузы.
Виктор надеялся на то, что его успешный кинодебют станет весомым аргументом при поступлении, но его ждало огромное разочарование. Юношу забраковали во всех столичных вузах. Причина была обидной – не отсутствие таланта, а неказистая внешность. Педагогов из приемных комиссий смущал и его невысокий рост, и рыжие волосы, и незапоминающееся лицо.
Наверное, вердикт комиссии в Щукинском училище звучал наиболее жестоко: «Молодой человек, у вас же нет глаз. Что вы будете делать на сцене с таким невыразительным лицом?». По отцу у него были казахские корни, и глаза у него были действительно небольшого размера. Разрез глаз исправить было совершенно невозможно, но позже кинокритики об этом взгляде писали уже совсем в иных интонациях. Говорили, что Проскурин может сыграть роль без единой реплики, с помощью одних глаз.
Неказистая внешность и настоящий мужской характер
Возможно, поэтому он и стал актером – работал «на сопротивление», не благодаря, а вопреки тому, что в нем сомневались все вокруг. Через год Проскурин снова пришел в то же Щукинское училище, и на этот раз его приняли. А позже благодаря своему упрямству, волевому характеру и желанию доказать, что в этой профессии талант имеет куда большее значение, чем яркая внешность, он превратился в одного из самых востребованных советских актеров.
Неказистая внешность не мешала ему играть не только характерные роли, но и романтических героев, он был одинаково ярок и в главных ролях, и в эпизодах. У него было то, что называют сильной мужской харизмой, и режиссеры активно эксплуатировали это качество. Проскурин часто появлялся на экранах в образах военных и представителей органов правопорядка. Его честный и прямой пограничник Блинов из фильма «Выйти замуж за капитана» покорил не только главную героиню в исполнении Веры Глаголевой, но и миллионы зрительниц во всем СССР.
Однако твердый и бескомпромиссный характер далеко не всегда помогал ему в профессии. Многие коллеги считали Проскурина человеком неуживчивым и сложным в общении. Говорят, именно по этой причине ему приходилось уходить из театров, в которых он успешно выступал на протяжении долгого времени. Он так и не стал по-настоящему своим ни в «Ленкоме», ни в Театре им. М. Ермоловой.
Ирина Алферова говорила о его уходе из «Ленкома»: «Не только в дисциплине дело, которую он нарушал. У мужчины-актера наступает момент, когда он больше не может подчиняться – режиссеру, коллективу, каким-либо правилам… К тому же у Захарова был свой, авторский театр, где актеры всего лишь воплощали его режиссерские замыслы, и, по-моему, Витя не выдержал: ему стало тесно, у него своих идей, желаний, представлений о чем-то было полно. Подчиняться он не мог».
Но вместе с тем среди его коллег было немало тех, кто отзывался о нем с большой теплотой. Свою первую заметную роль в кино Проскурин сыграл в 20 лет. Это был безалаберный Генка Ляпишев, который норовил сбежать с уроков на танцы. Тут актеру пригодился и его собственный опыт учебы в вечерней школе, и опыт работы на фабрике. На съемках он собирал вокруг себя всю молодежь и веселил коллег историями, показанными в лицах. Наталья Гвоздикова говорила, что работа вместе с ним превращалась в праздник.
А сам актер одной из самых любимых своих работ называл роль многодетного отца в фильме «Однажды, двадцать лет спустя». Его жену сыграла Наталья Гундарева. Проскурин говорил, что с ней и играть не приходилось: «С Наташей ничего придумывать не надо, нужно было только смотреть на нее. Самое главное – внимательно смотреть ей в глаза. Когда мой герой на коленях объясняется ей в любви, я буквально утонул в Наташиных глазах. Я верил искреннее, что я ее люблю. Я Наташу действительно очень любил, но больше, чем другом, мне не повезло ей стать».
Когда не хватает воздуха
Сценарист фильма «Однажды, двадцать лет спустя» Аркадий Инин говорил о Проскурине как о тонком и проницательном актере, который мог одним только взглядом выразить целую гамму чувств. Инин сокрушался по поводу того, что после распада Союза актер не получал больших ролей, хоть и продолжал много сниматься. Сценарист считал, что Проскурину попросту «не давали дышать – герой с душой стал не нужен».
Он не мог много сниматься еще и потому, что в середине 1990-х гг. попал в аварию, и тогда врачи вытащили его с того света. Актер перенес несколько операций, период восстановления был очень долгим. Проскурин не мог ходить без трости и, конечно, от съемок на время пришлось отказаться. В начале «нулевых» он вновь начал часто появляться на экранах в небольших ролях в сериалах, но актер так истощал, постарел и осунулся, что зрители его попросту перестали узнавать.
В последние годы актер страдал от многочисленных проблем со здоровьем. В конце мая 2020 г. Виктор Проскурин попал в больницу с приступом хронической обструктивной болезни легких, провел несколько дней в реанимации, а 30 мая его не стало. Ему было 68 лет. Он ушел из-за того, что в буквальном смысле не смог дышать.
Многие его поклонники были уверены в том, что будь он более покладистым и не таким «ершистым», его судьба в профессии могла бы стать счастливой: Как вспыльчивый характер Виктора Проскурина сломал его карьеру.