Он часто играл Ленина в кино, но однажды из-за этого навлек на себя гнев чиновников. В него была влюблена сама Элина Быстрицкая, но он отверг ее ради другой женщины. Он был знаком с настоящим Горбатым, образ которого воплотил в сериале «Бандитский Петербург». Такого Кирилла Лаврова зрители наверняка не знали…
Из авиамехаников – в актеры
Когда началась война, Кириллу Лаврову было всего 15 лет. Его вывезли в эвакуацию в Новосибирск, по дороге он заболел тифом, а после выздоровления решил отправиться не в школу, а на военный завод, где работал токарем. С первых дней войны он рвался на фронт и, хотя имел бронь от завода и знал о том, что из-за юного возраста получит отказ, постоянно наведывался в военкомат. Спустя годы актер вспоминал: «Я искренне хотел защищать Родину, хотел попасть на фронт, чтобы с винтовкой в руках бить фашистских гадов. Какой-то смешной инструктор обкома пугал меня своими вопросами: «Вот если ты попадешь в плен к немцам, выдашь своих или нет?», а я ему отвечал: «Не выдам!».
В 1943 г. в возрасте 17-ти лет, он наконец пополнил ряды Красной армии, где служил до 1950 г. На войну он так и не попал, поскольку закончил обучение только в 1945 г. Лавров окончил Астраханскую военно-авиационную школу механиков и после учебы 5 лет работал на авиационной базе на Курильских островах, где обслуживал бомбардировщики. Именно там он и осознал свое настоящее призвание: вместе с сослуживцами они организовали любительский театр, и Лавров принимал участие во всех его постановках. После демобилизации он отправился штурмовать столичные театральные вузы и ни в один из них не прошел по конкурсу. Тогда он отравился в Киев к отцу-актеру, служившему в Русском драмтеатре им. Леси Украинки. Туда же приняли и Кирилла Лаврова. Так начался его актерский путь – без профильной подготовки в вузе и даже без аттестата о среднем школьном образовании.
Несостоявшийся брак с Элиной Быстрицкой
В Киеве Кирилл Лавров оставался с 1950 по 1955 гг. Там он и встретил юную Элину Быстрицкую, студентку театрального института. У них начался роман, Лавров даже задумывался о женитьбе и познакомил свою избранницу с отцом. Тому она не понравилась – Быстрицкая была девушкой серьезной и не оценила отпущенных им острот. Отец вынес сыну свой вердикт: «Не годится эта надутая особа тебе в жены». Однако расстались они по другой причине.
Однажды актер уезжал с театром на гастроли, и Быстрицкая приехала его провожать на вокзал с букетом цветов. А рядом с ним на перроне стояла какая-то девушка. «Элина, познакомься, это Валя», – представил ее Лавров, ничего не объясняя. Гордая красавица Быстрицкая выбросила букет в урну и ушла. Он не стал ее догонять, а вскоре женился на своей коллеге – актрисе Валентине Николаевой, и прожил с ней всю жизнь.
Футбольные страсти
С юных лет еще одной страстью актера был футбол – он играл сам и был горячим болельщиком питерского «Зенита». Лавров болел за команду даже в те годы, когда она не добивалась успехов, дружил с тренером и футболистами, и неслучайно именно он читал закадровый текст в документальном фильме «Золото «Зенита». Даже свой рабочий график в БДТ Лавров выстраивал под календарь домашних матчей «Зенита», и в день игры обязательно был на стадионе.
Кроме того, Лавров в юности занимался фехтованием, лыжным спортом и гимнастикой, всю жизнь оставался в хорошей физической форме и сам не раз выходил на футбольное поле. В 1975 г. он стал первым капитаном футбольной команды БДТ. Однажды на съемках фильма о летчиках актеру нужно было пробежать 200-метровую дистанцию, и режиссер был готов снимать несколько дублей – он сомневался, что Лаврову удастся справиться с этой задачей так же легко, как его молодым партнерам по съемкам. Ко всеобщему удивлению, к вертолету актер прибежал самым первым, и другие дубли не понадобились.
Ленин-рецидивист
Во времена СССР возможность сыграть вождя пролетариата Владимира Ленина считалась для актера знаком особого доверия и почета. Такие роли доверяли не всем – как, правило, только актерам с «положительным обаянием» и безупречной репутацией. С одной стороны, такая роль сулила в дальнейшем большие перспективы в кино, благосклонность властей и многочисленные награды и премии, с другой стороны – ограничивала диапазон возможностей актера, ведь после Ленина выбирать роли нужно было очень осторожно. Вот этого Кирилл Лавров не учел.
Еще в начале его кинокарьеры один режиссер, глядя на фотографию актера, сказал: «Боюсь накаркать, но чую: играть Ленина – твоя судьба». Лаврову действительно трижды доставался этот образ в кино и несколько раз – в театре. Он настолько сросся с этим образом, что в других ролях, тем более негероических, его сложно было представить. Однако ограничивать себя одним амплуа Лавров не хотел. И вот однажды один из ленинградских высокопоставленных партийных чиновников увидел его на экране в отрицательной роли – криминального дельца, да еще и с наколками на теле. Он возмутился: мол, что это за рецидивист? Как можно было так загримировать уважаемого артиста, игравшего Ленина? Еще больше он удивился, когда узнал, что татуировки – не нарисованные, а настоящие: как оказалось, в юности актер сделал тату с изображением большого тигра.
О том, что он играл Ленина, Лавров никогда не жалел. Напротив – в 80 лет сокрушался по поводу того, что не успел раскрыть все грани этого образа, интересного и по-человечески, и по-актерски: «Ой, как жалею, что сейчас мне уже поздно играть Ильича – он ведь умер в 54 года! Ленин – фигура очень противоречивая, с абсолютно шекспировскими страстями. Подарок для любого артиста! На себя этот костюм уже не примеряю, но могу позавидовать любому, кто возьмется… В своей актерской интерпретации я не пытался идеализировать этого человека, а старался содрать с него позолоту».
Прототип героя из «Бандитского Петербурга»
Диапазон сыгранных актером ролей был невероятно широк – он появлялся на экранах в образах военных, летчиков, рабочих и аристократов, примерил на себя роли Ивана Карамазова, Антона Макаренко, Ярослава Мудрого, Понтия Пилата. Были в его фильмографии и неожиданные и нетипичные для Лаврова работы: так, например, в 2000 г. он снялся в первом сезоне сериала «Бандитский Петербург» в роли вора в законе по прозвищу Барон. Как оказалось, у этого героя был реальный прототип, и Лавров был с ним знаком.
Прототипом Барона стал известный в 1970-ее гг. в криминальных кругах Ленинграда похититель антиквариата Юрий Алексеев по прозвищу Горбатый. (Нет, с главарем банды «Черная кошка» из «Места встречи» это никак не связано). Он похищал на заказ старинные вещи, картины, иконы и за решеткой провел почти половину своей жизни – около 30 лет. Именно на его биографию и ориентировались при создании образа Барона, очень убедительно сыгранного Лавровым. Однажды на улице к актеру подошел человек, протянул свою визитку, на которой было написано «Главный эксперт по антиквариату», и предложил свою помощь в любых затруднительных ситуациях.
Спорный образ
Одной из самых последних и самых значительных киноролей Кирилла Лаврова, которую он сыграл в 80 лет, за 2 года до своего ухода, стала роль Понтия Пилата в фильме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Эта работа была для него во многом своеобразным подведением итогов в профессии, хотя она и вызвала множество споров, как и сама экранизация 2005 года. Фильм критиковали за несовпадение с булгаковской эстетикой, режиссера – за неудачный выбор актеров, в том числе на роль Понтия Пилата.
Режиссеру настоятельно рекомендовали подумать о другой кандидатуре на эту роль – найти актера более молодого, фактурного и мощного. Бортко вспоминал: «Говорили: «Он же стар!», но мне ведь не возраст был важен. Мне был важен масштаб личности. А Лавров – личность колоссальная. Я никого другого не видел в этой роли. И больше никто и не пробовался: меня абсолютно устраивал Лавров...». Среди критиков были и те, кто разделял мнение режиссера. Одного взгляда Лаврова-Пилата было достаточно для того, чтобы ощутить всю внутреннюю силу и мощь его характера. Актер был очень благодарен режиссеру за его выбор и признавался: «Если б мне сказали: «Мастер и Маргарита» – твой последний фильм!» – я б не расстроился. Эта роль достойна того, чтобы стать последней».
***
К счастью, с его уходом творческий род не прервался: Секреты актерской династии Кирилла Лаврова.