Испытания семьи Крачковских
Нина Крачковская родилась в 1930 г. в интеллигентной московской семье: ее отец был академиком, деканом путейского факультета Московского института инженеров транспорта, специалистом по строительству железных дорог, а мать – выпускница Института благородных девиц, занималась воспитанием детей, Нины и ее старшего брата Владимира. Детство Нины было счастливым, семья жила в центре Москвы, поначалу они ни в чем не нуждались. Все изменилось, когда Нине исполнилось 8 лет: в 1938 г. ее отец попал под волну репрессий. Он был арестован, приговорен к смертной казни и расстрелян, мать провела в заключении около года. Их квартиру забрали, детям пришлось жить у родственников и знакомых. После освобождения мать устроилась работать портнихой в артели, семья еле сводила концы с концами.
Старший брат Нины с юности увлекался кино и звукорежиссурой, и вслед за ним сестра тоже решила связать свою судьбу с искусством. В 1949 г. она поступила на актерский факультет во ВГИК, после окончания которого стала актрисой киностудии «Мосфильм», а затем – Театра-студии киноактера.
Параллельные кинопути Нины и Натальи Крачковских
Поначалу ее актерская карьера складывалась вполне успешно: она стала одной из ведущих актрис театра, сразу после окончания ВГИКа Нина Крачковская начала сниматься в кино. И хотя ей не доставалось главных ролей, даже эпизоды с ее участием получались очень яркими и запоминающимися. Во второй половине 1950-х гг. вышло несколько фильмов с ее участием: «Командир корабля», «Кортик», «Педагогическая поэма», «Есть такой парень», «Они были первыми», «Звездный мальчик», «Мичман Панин» и др.
В 1962 г. брат Нины, звукооператор Владимир Крачковский на съемках фильма «Половодье» обратил внимание на молоденькую девушку из массовки Наталью Белогорцеву. Ей было 24 года, ему почти 40, но он принялся за ней ухаживать, несмотря на то, что и мать, и сестра не одобряли его выбора. На тот момент Наталья работала лаборанткой в институте металлургии СССР, хотя мечтала об актерской профессии. Однако учебу во ВГИКе ей пришлось оставить после того, как она попала под машину, серьезно повредила зрение, и врачи запретили ей продолжать учебу и работать под ярким светом софитов. От своей мечты она не хотела отказываться, а потому соглашалась быть статисткой даже в самых крохотных эпизодах. В конце 1950-х – 1960-х гг. ее имя даже никогда не упоминалось в титрах. Вскоре она приняла предложение Владимира Крачковского и после свадьбы взяла его фамилию.
Кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба Натальи Крачковской, если бы не помощь ее мужа. Скорее всего, путь в кино был бы для нее закрыт. Однако Владимир уговорил Леонида Гайдая позвать непрофессиональную актрису на пробы, на роль мадам Грицацуевой в «Двенадцати стульях», ведь именно такой типаж был нужен режиссеру. С этого момента начался стремительный взлет ее кинокарьеры.
Две актрисы Крачковские – слишком много для кино
К тому моменту Нина Крачковская уже была довольно известной актрисой, и второй артистки с такой же фамилией не должно было быть, чтобы не случилось путаницы. Гайдай это понимал, а потому предложил, чтобы в титрах Наталья упоминалась под двойной фамилией Белогорцева-Крачковская.
Однако кинокарьера Натальи Крачковской развивалась куда более стремительно и успешно, чем у ее золовки, со временем часть фамилии исчезла из титров. И тут началась неразбериха: сценарий, предназначенный одной актрисе, отправляли другой, в публикациях о них перемешались названия фильмов, в которых снимались Нина и Наталья Крачковские. Нина рассказывала: «Мне притаскивают сценарий огромный, начинаю читать, а там на десятой странице описание: «В Одессе около магазина сидит полная женщина и чистит рыбу». Я закрываю и отдаю обратно, потому что не по адресу».
Закат кинокарьеры Нины Крачковской
Внешне они абсолютно не были похожи и перепутать их было невозможно, но одинаковые фамилии сделали свое дело. Яркий типаж, харизма, комедийный талант и размах творческой личности Натальи Крачковской затмили скромное обаяние и менее запоминающуюся фактуру ее золовки, и вскоре при упоминании этой фамилии и режиссеры, и зрители вспоминали только Наталью. О Нине и те, и другие вскоре начали забывать.
Сама она никогда не обвиняла невестку, поскольку понимала, что уступала ей в диапазоне актерского дарования. К тому же Нина не могла не замечать того, что в советском кино было множество династий, представители которых носили одинаковые фамилии, но при этом были успешны: Мироновы, Яковлевы, Васильевы, Борисовы и т. д. Поэтому претензии тут были неуместны.
Нина Крачковская продолжала сниматься в кино, но по-прежнему довольствовалась только небольшими эпизодами. За весь свой путь в кино она так и не сыграла ни одной главной роли. С середины 1980-х гг. новых предложений поступало все меньше и меньше, паузы между съемками длились по 5 лет. Актриса озвучивала иностранные фильмы, выступала на театральной сцене, но в середине 1990-х гг. залы опустели, и из театра тоже пришлось уйти. В начале нового столетия актриса снялась в 6 фильмах и сериалах, и после 2015 г. на экранах не появлялась. На этом ее актерская карьера завершилась.
Она не переживала из-за неудавшейся творческой жизни, пока был жив ее супруг, известный документалист Владлен Трошкин, с которым они воспитывали дочь Елену. После завершения карьеры актриса посвятила себя заботам о семье. Но в 2015 г. ее мужа не стало, и с тех пор ее жизнь словно утратила для нее смысл. После этого она перестала видеться с коллегами и ограничила круг общения семьей дочери. 12 марта 2021 г. Нина Крачковская ушла из жизни. Через месяц ей бы исполнился 91 год.