Мастер перевоплощения
Сегодня трудно себе это представить, но его жизнь могла сложиться совсем иначе, и вместо великого актёра мир мог бы узнать не менее великого художника Павла Кадочникова. В детстве он благодаря маме всерьёз увлёкся живописью. Когда семья после окончания Гражданской войны вернулась из села Бикбарда на Урале, Павел поступил в студию изобразительного искусства, собирался стать профессиональным художником. Но болезнь отца заставила его оставить учёбу и устроиться на завод учеником слесаря.
В свободное от работы время Павел Кадочников занимался в художественной студии, и там, по счастливой случайности, руководитель театрального коллектива пригласил его исполнить частушки в своей постановке. С тех пор он стал заниматься ещё и в театральном коллективе, позже поступил в техникум сценических искусств, стал играть в театре.
Мастерство, с которым Павел Кадочников перевоплощался в своих героев, просто не могло не восхищать. Даже родной отец не узнавал его в театральных постановках, а Сергей Эйзенштейн после съёмок в фильме «Иван Грозный», где актёр сыграл сразу две роли, подарил ему свою фотографию с подписью «Дорогому Оборотню Павлу, с невероятной легкостью проходящему километры извилистых путей».
Павел Кадочников был очень требователен к себе в профессии. Какими бы сложными не были съёмки, он все трюки выполнял самостоятельно. Актёр всегда работал в полную силу и был готов на любые жертвы, чтобы прочувствовать своего героя. Во время съёмок «Повести о настоящем человеке», где Кадочников сыграл роль легендарного Алексея Маресьева, Павел Петрович набивал себе сапоги жёсткими еловыми шишками, ходил так весь день, и однажды ему пришлось буквально выливать кровь из обуви.
После выхода на экраны фильма «Подвиг разведчика» во время банкета сам Иосиф Сталин назвал актёра настоящим чекистом и спросил, что он может для него сделать. Павел Кадочников не растерялся и попросил написать эти слова на бумаге. Вскоре он получил письмо на гербовой бумаге, где значилось: «Павлу Петровичу Кадочникову, артисту киностудии «Ленфильм», присваивается почетное звание майора всех родов войск СССР. Сталин. Ворошилов». Эту «охранную грамоту» актёр на протяжении многих лет постоянно носил с собой.
Никогда не сдавался
Поклонницы в прямом смысле слова не давали ему прохода. Естественно, находились и такие, кто всячески пытался обратить на себя внимание, несмотря на то, что актёр много лет был женат на актрисе Розалии Котович, с которой познакомился ещё в студенческие годы.
Эта женщина была настоящим ангелом-хранителем артиста. Она неустанно заботилась о супруге, создавала все условия для его творчества, оберегала от тех «друзей», которые не знали меры в употреблении спиртного. Супруги вместе воспитывали их общего сына, а с некоторых пор и старшего сына артиста, который родился в первом браке Кадочникова с Татьяной Никитиной ещё в юности.
Павел Петрович был на самом деле уникальным человеком. Ради съёмок в фильме «Укротительница тигров» он освоил исполнение трюков на мотоцикле, считая, что настоящий актёр должен уметь всё делать сам и всегда быть в хорошей физической форме.
Павел Кадочников на протяжении всей жизни купался зимой в проруби, при этом не ограничивался простым окунанием, а плавал подо льдом. Был случай, когда он глубоко нырнул и уплыл слишком далеко от проруби, а после не смог быстро сориентироваться и заблудился. Способность быстро концентрироваться позволила ему не поддаться панике, а собрать волю в кулак и найти правильное направление, несмотря на начавшиеся судороги.
Популярность актёра была невероятной, зрители его боготворили, он получал множество государственных наград и купался во всенародной любви. Но в один миг всё оборвалось. Однажды актёру позвонили из редакции одной из центральных газет и спросили, как он относится к реформированию образования.
Павел Кадочников искренне ответил, что считает реформу настоящим вздором и даже спросил, какой идиот является её автором. Главным «реформатором» оказался Никита Хрущёв, которому, вполне естественно, почти дословно передали слова легендарного артиста. После этого киностудии получили негласный приказ не снимать Павла Петровича.
Актёр настолько остро переживал случившееся, что потерял голос. Доктор, к которому обратился Кадочников, предложил провести операцию, но при этом предупредил: после неё целый год придётся молчать. Актёр согласился. В течение 12 месяцев он хранил свой обет молчания, не позволяя себе сказать ни единого слова. Впрочем, ради профессии он был готов и не на такие жертвы.
Спустя год он смог вернуться в профессию, но полноценно сниматься в кино актёр стал после съёмок в картине Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». В дальнейшем Павел Кадочников получал множество предложений от режиссёров, но принимал далеко не все.
Судьба ещё не раз испытывала актёра на прочность. Он пережил трагическую гибель своего младшего сына Петра, скончавшегося в результате черепно-мозговой травмы, полученной при падении с дерева, через три года похоронил старшего сына Константина, у которого случился инфаркт. Павла Петровича спасала от тоски только работа, да ещё забота и любовь верной Розалии Ивановны. Она же была рядом с актёром до самой последней минуты его жизни, которая оборвалась в 1988 году из-за сердечной недостаточности.