Почему яркая внешность помешала Мартынову построить успешную кинокарьеру и чем он занимается сейчас – далее в обзоре.
Путь советского актера с несоветской внешностью
Его можно назвать не только одним из самых красивых, но и одним из самых закрытых советских актеров. Он никогда не любил давать интервью и рассказывать о своей жизни, поэтому о его юности известно только то, что Сергей Мартынов родился и вырос в селе Александровка Ростовской области, участвовал в школьных спектаклях, а после получения аттестата решил уехать в Москву и поступить в театральный вуз. Ему удалось с первой же попытки стать студентом ВГИКа.
Его творческий путь начался не с театральной сцены и не со съемочной площадки, а с озвучивания отечественных и зарубежных фильмов, и его голос стал знаком зрителям прежде, чем они увидели самого актера. Но и на экранах он появился достаточно рано – в 20 лет, еще во время учебы на 4-м курсе института, Сергей Мартынов сыграл свою дебютную роль в кино, а спустя год к нему пришла первая популярность после роли в фильме «Абитуриентка».
Пик популярности Сергея Мартынова пришелся на середину 1970-х – начало 1980-х гг., когда актер исполнил главные роли в музыкальной киносказке «Царевич Проша», криминальной драме «Братья Рико» и снялся в детективном фильме «Ларец Марии Медичи». Его талант оценили не только в СССР, но и за рубежом: в этот период его приглашали на съемки в Польшу, Венгрию, Болгарию и Чехословакию.
Он много снимался, но при этом редко получал главные роли, хотя обладал внешностью романтического героя. С такими данными в европейском кино или в Голливуде он бы наверняка стал невероятно востребованным, но в СССР его типаж не пользовался большой популярностью у режиссеров, ведь с такой «несоветской» внешностью он не мог играть простых людей «из народа». В образ антигероя он тоже не вписывался – роли коварных злодеев и брутальных красавцев-предателей противоречили его человеческой и актерской природе.
Судьбоносная встреча
У советского Алена Делона всегда было много поклонниц, но своим невероятным успехом у противоположного пола он не гордился, служебных романов не заводил и с фанатками не общался. Его первой супругой стала двоюродная сестра известной в наши времена телеведущей Киры Прошутинской Ксения, у пары родилось двое детей – сын Сергей и дочь Анастасия. О своем первом браке актер никогда не рассказывал и не комментировал причин, по которым их отношения однажды зашли в тупик. Известно только то, что во времена перестройки супруги разошлись, Ксения забрала детей и уехала вместе с ними в Лондон, где ей предложили работу.
С одной из самых красивых советских актрис Ириной Алферовой они впервые встретились еще в 1978 г., когда оба участвовали в пробах к фильму «Братья Рико». Еще тогда она произвела на него сильное впечатление, и он пытался убедить режиссера утвердить ее на роль, но в результате вместо нее взяли другую актрису. Ирина Алферова на тот момент была женой Александра Абдулова, и о продолжении их общения с Мартыновым и речи быть не могло. Во второй раз они встретились через 7 лет на озвучивании зарубежного фильма, но и в этот раз ограничились лишь дружеской беседой, ведь оба все еще состояли в браке.
В следующий раз судьба свела их в 1991 г. на съемках фильма «Звезда шерифа», где они исполнили главные роли. Жена Мартынова к тому моменту уже уехала в Лондон, а брак Алферовой с Абдуловым находился на грани краха. И в жизни повторился тот же сюжет, который они воплотили на экранах: по сценарию, герой Мартынова был психоаналитиком и помогал героине Алферовой выйти из тяжелого морального состояния.
За кадром происходило то же самое: актриса часто появлялась на съемочной площадке в подавленном состоянии, с заплаканными глазами, ее партнер это заметил, выслушал, поддержал, окружил заботой и вниманием и стал для нее настоящим спасением и надежной опорой в непростой жизненной ситуации. В 1995 г. актеры поженились и с тех пор не расстаются. Алферова не устает говорить о том, что считает встречу с Мартыновым подарком судьбы, невероятным везением и огромным счастьем.
Закат кинокарьеры советского Алена Делона
После съемок в 1991 г. Сергей Мартынов пропал с экранов на 10 лет. В первую очередь это объяснялось кризисом в кинематографе и отсутствием достойных предложений от режиссеров. К тому же именно в этот период его семья требовала особенного внимания: бывшая жена актера преждевременно ушла из жизни, и он забрал детей к себе, а еще через два года не стало сестры Алферовой, и они взяли на себя заботы о племяннике. Построить отношения с подростками, которые вдруг оказались в одном доме, было непросто, но актриса всех их приняла как родных детей.
В 2001 г. актер вернулся на экраны, сыграв главную роль в фильме «Лиса Алиса». С тех пор он снялся еще в нескольких фильмах, но это были эпизодические роли. Его последней киноработой стала небольшая роль в сериале «Верное средство», и после 2015 г. он не появлялся на экранах. Сам Мартынов никогда не комментировал сложившейся ситуации, а вот его жена на вопрос о том, почему ее талантливый супруг перестал сниматься в кино, отвечает: «Ну а в чем? Такие сценарии присылают, что просто волосы дыбом встают!» При этом Мартынов в 2000-х гг. попробовал свои силы в качестве режиссера и сценариста, выпустив несколько мультипликационных фильмов. По мнению Ирины Алферовой, эта новая сфера деятельности тоже была причиной того, что ее супругу стало тесно в рамках актерской профессии: «Он лидер! Когда режиссеры с ним общаются, он сразу начинает репетировать с актрисами, актерами. Он сразу видит суть, причем, он делает это с добром. Режиссеры сразу начинают ревновать».
Актерскую карьеру Сергея Мартынова вряд ли можно назвать очень успешной, но он не жалуется на судьбу и считает, что его жизнь сложилась очень счастливо. Сегодня у него есть все, о чем только можно было мечтать, – любимая женщина и крепкая семья. Все свободное время он старается проводить вместе с женой и детьми и любым светским мероприятиям предпочитает тихие семейные вечера и домашний уют. А если его в очередной раз представляют «мужем Ирины Алферовой», в ответ только улыбается, ведь для него это звание давно стало самым главным и ценным.
Хотя творческая судьба его супруги складывалась более успешно, в ней тоже было множество нереализованных шансов и упущенных возможностей: Почему Ирина Алферова сыграла так мало ролей в кино и театре.