Он крайне редко говорит о себе и никого не пускает на ту территорию, которую считает своим личным пространством. Почему Хабенский часто отказывается от интервью и на какие вопросы предпочитает молчать – далее в обзоре.
О детстве и юности
Константин Хабенский вырос в интеллигентной ленинградской семье: его отец был инженером, мать преподавала математику. О детстве и юности актер рассказывал немного. Признавался только в том, что в школьные годы об актерской профессии даже не помышлял. Тогда он мечтал только о том, чтобы побыстрее окончить школу. После 8-го класса Хабенский поступил в техникум авиационного приборостроения и автоматики, но уже на 3-м курсе понял, что выбрал не свой путь.
Пока длились поиски себя, он успел сменить несколько профессий: одновременно работал сторожем, дворником и полотером, был уличным музыкантом, а потом устроился монтировщиком-осветителем в театр-студию «Суббота». С этого и началось его увлечение театром. Сначала он вышел на сцену в массовке, что называл «работать театральным горошком», а потом уже не мог думать ни о какой другой профессии.
В 18 лет Хабенский поступил в ЛГИТМиК, где его однокурсниками стали Михаил Трухин и Михаил Пореченков. На долгие годы они стали не только партнерами по сцене и съемочной площадке, но и друзьями. До сих пор они, по словам Хабенского, периодически «опускают друг друга на землю, не дают зазнаться». Еще во время учебы Хабенский начал выступать на театральной сцене и сниматься в кино. Но начало его кинокарьеры пришлось на кризисные 1990-е гг., и поначалу он чаще появлялся на экранах не в фильмах, а в телеспектаклях.
Впервые о нем заговорили в конце 1990-х гг., когда 25-летний актер в тандеме с Еленой Сафоновой снялся в фильме Дмитрия Месхиева «Женская собственность». Режиссер утвердил начинающего актера на главную роль даже без кинопроб, и его не подвела интуиция. Картина получила несколько кинопремий, Константин получил свою первую награду на Гатчинском кинофестивале в номинации «Лучшая мужская роль». Тогда Хабенского назвали одним из самых ярких и перспективных молодых актеров, а режиссера Месхиева – первооткрывателем его таланта.
О сериальном старте и спорных работах
Первую громкую популярность Хабенскому принес детективный телесериал «Убойная сила», где актер появлялся в 6 сезонах в роли Игоря Плахова. Позже его не раз спрашивали о том, не жалеет ли он о съемках в бесхитростном сериале. На что Хабенский отвечал: «К этому нужно относиться как к данности, как к свершившемуся факту. Нужно смотреть правде в глаза: благодаря «Убойной силе» нас стали знать в лицо. А одна из составляющих профессии актера в том и состоит, чтобы тебя знали в лицо. Без этого нельзя. Да, жалко, что самое простое, самое незначительное оказывается популярным и что благодаря этому ты становишься известным. Но ничего страшного в этом нет».
Параллельно в начале «нулевых» он снялся еще в нескольких громких проектах, которые закрепили за ним статус одного из лучших молодых актеров: «В движении», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Есенин», «Статский советник». Несколькими премиями за лучшую мужскую роль была отмечена его работа в фильме «Адмиралъ», где Хабенский сыграл Колчака.
Даже когда фильмы с его участием получали неоднозначные отзывы кинокритиков и зрителей, игрой Хабенского восхищались все. Так, много нареканий вызвала «Ирония судьбы. Продолжение», которая не смогла избежать нелестных сравнений с шедевром Эльдара Рязанова. «Адмиралъ» обвиняли в отступлениях от исторической правды и излишней мелодраматизации. Тем не менее к исполнителю главных ролей в этих фильмах претензий не было ни у кого.
О звездном статусе
Сегодня в его арсенале уже такое количество звездных ролей, что, казалось бы, и мечтать больше не о чем. Но «почивать на лаврах» и «упиваться славой» – это не о Хабенском. А к своему звездному статусу он относится с долей иронии: «Это действительно болезнь, которая ощущается и психологически, и физически. Бывает у всех. Если кто-то говорит, что у него не было звездной болезни, не верьте – он лукавит. Я болел в течение недели. Потом возникали, конечно, какие-то остаточные явления. Слава богу, что рядом со мной друзья, которые периодически напоминают, откуда мы вышли и куда все придем».
В многогранности его таланта никто не сомневается – кажется, ему подвластно любое амплуа. А сам он не считает свою одаренность чем-то исключительным и все так же волнуется перед выходом на сцену. На вопрос о том, что главное в его профессии – природная одаренность или работоспособность, Хабенский отвечает: «Талант – это дар от Бога. А ежедневный упорный труд – это возможность как можно дольше задержать в себе этот дар». Сам своих заслуг он никогда не перечислял, заявляя лишь о том, что есть роли на «четверку с минусом», а есть те, за которые ему не стыдно.
О личном
Его называют одним из самых закрытых актеров – он не любит давать интервью, часто отвечает на вопросы односложно и держит свою частную жизнь за семью печатями. Однако такая позиция – не проявление высокомерия или «звездности». Чаще всего у него банально нет времени для интервью, а делиться сокровенным с публикой актер не считает нужным.
К тому же Хабенский признается в том, что за кадром «часто бывает занудлив и неинтересен», а открывается только там, где это необходимо, – на сцене и на съемочной площадке. Он говорит: «Есть кино, театр, где я могу с вами поделиться своей болью, радостью, шутками – всем чем угодно. И это счастье. Это моя профессия, но дальше – моя собственная жизнь… Какую-то часть жизни нужно оставить для себя».
Он практически никогда не рассказывал о своих браках и детях. О том, что его первая жена была тяжело больна, многие узнали уже после ее ухода. Тогда актер, который остался один с годовалым сыном на руках, обратился ко всем поклонникам и журналистам: «Снимайте обувь. Не топчите душу». И, наверное, это был самый емкий ответ на все вопросы о личном.
Имя своей второй жены Хабенский долгое время держал в секрете. Даже когда их с Ольгой Литвиновой начали замечать вместе на гастролях и разных мероприятиях, актеры продолжали утверждать, что их связывают исключительно дружеские и профессиональные отношения. Только спустя время стало известно о том, что в 2013 г. они поженились, через 3 года у них родилась дочь, а в 2019 г. актер вновь стал отцом.
О благотворительности
Хабенский известен не только как актер, но и как общественный деятель. Он начал заниматься благотворительной деятельностью еще в тот период, когда узнал о неизлечимой болезни своей первой жены, Анастасии Смирновой. Позже актер рассказывал: «В какой-то момент я понял, что надо помочь ей отвлечься. Предложил поучаствовать людям, которые находились в подобной ситуации. А когда случилось страшное, я понял, что грош мне цена, если я это не продолжу...».
Он создал благотворительный фонд, который занимается сбором средств для детей с тяжелыми заболеваниями. При этом долгое время об этой сфере его деятельности никто не догадывался – Хабенский не афишировал своего увлечения благотворительностью до тех пор, пока не понадобилось привлечь внимание общественности к деятельности фонда. Сегодня эта работа – единственная тема, по которой актер делает анонсы в соцсетях. Все остальное – по-прежнему закрытая территория личного пространства.