Случайная роль
Он появился на свет в 1948 году и рос, не зная собственного отца. Воспитанием мальчика занималась мама, которая всегда много работала. Маленький Саша, как и многие советские дети, не скучал в одиночестве. Уже в начальной школе он увлёкся самодеятельностью, записался в драмкружок и стал самым активным участником всех ученических постановок. Он мечтал о профессии актёра, но после окончания школы так и не решился подать документы в театральный, пошёл по более простому для себя пути: стал студентом географического факультета МГУ.
Но мечты о сцене его не отпускали, и всё своё свободное время Александр Мартынов проводил в театре. Кажется, он посмотрел все московские постановки и, конечно, мечтал о том, как он сам когда-нибудь выйдет на сцену. Конечно, он играл в студенческом театре, но это было всё не то. Правда, благодаря университетским постановкам он и попал в кино. На одном из спектаклей присутствовал Исидор Анненский, обративший внимание на талантливого студента. Он и предложил Александру роль в своём фильме «Татьянин день».
После выхода на экраны картины Александр Мартынов понял: ему вовсе не нравится заниматься географией, его место в кино и театре. Он всё же набрался смелости и поступил в Школу-студию МХАТ на курс Василия Маркова. Конечно, учёбу в МГУ после этого пришлось оставить, но актёр никогда не сожалел о принятом когда-то решении.
В 1970-е годы он начал активно сниматься в кино. «Право на прыжок», «Совесть», «Пробивной человек» – это только малая часть фильмов того времени с его участием, а в 1983 вышел «Военно-полевой роман», после которого актёр снискал всенародную славу. В Театре имени Маяковского, где он служил с 1973 года и слыл любимцем Андрея Гончарова, Александр Мартынов был задействован практически во всех спектаклях, слава его гремела по всей столице и за её пределами.
Он же относился к своей славе довольно сдержанно, хотя, конечно, она его радовала. Среди коллег актёр слыл ловеласом, что неудивительно, в него на самом деле невозможно было не влюбиться. Конечно, у него было множество поклонниц, и даже девушки-коллеги не могли устоять перед обаянием Александра Мартынова.
Покоритель женских сердец
Впервые актёр женился довольно рано, в браке появились на свет двое сыновей, однако семья довольно быстро распалась. Во второй раз Александр Мартынов отправился под венец со своей коллегой Татьяной Мухой. Они вместе играли в спектакле «Агент 00», где Татьяна по сюжету танцевала перед героем актёра весьма фривольный танец и даже раздевалась.
А после премьеры Александр Мартынов позвал актрису к себе домой. Конечно, она уже тогда была в него влюблена и поехала, почти не раздумывая. Вскоре они стали жить вместе. Актёр был влюблён и счастлив, Татьяна тогда казалась ему самой лучшей девушкой на свете. Узнав о беременности подруги, Александр Мартынов предоставил ей самой право решать, оставлять ребёнка или нет. Когда же решение было принято, влюблённые отправились в ЗАГС, чтобы узаконить свои отношения.
Когда на свет появилась дочь Маша, актёр, как мог, помогал жене: безропотно стирал пелёнки, вставал к малышке по ночам, ходил с ней на прогулки. Как признавалась позже Татьяна Муха, он вообще оказался очень хорошим отцом и мужем. Он чемоданами вёз жене и дочери подарки из своих поездок, считал себя добытчиком и зарплату всю до копеечки отдавал супруге.
Но при этом ни одного человека он не подпускал к себе слишком близко. Он, скорее, позволял себя любить, но сам не «прорастал корнями», не бросался в отношения, как в омут. В одном из своих интервью Татьяна Муха скажет о том, что Александру Мартынову, при всех его талантах, не был присущ самый главный человеческий дар: умение любить.
Супруги постепенно охладевали и отдалялись друг от друга. Время показало: они слишком разные, чтобы долго сосуществовать в одном пространстве. Он замкнут и погружён в себя, она открыта и нуждается в постоянном подтверждении любви к ней. При этом Татьяна не слишком соответствовала его представлениям об идеальной жене, не собиралась подчинять ему всю свою жизнь, не растворялась в нём без остатка. Спустя всего четыре года после вступления в брак супруги расстались. В то время в жизни актёра уже появилась другая женщина.
Исчезновение
Он по-прежнему играл в театре, снимался в кино, но в 1994 году внезапно исчез. Как оказалось, у него произошёл конфликт с Андреем Гончаровым. Режиссёр ставил спектакль «Жертва века» по «Бешеным псам» Островского, где Александр Мартынов играл главную роль. А перед важным показом он вдруг исчез. Не пришёл на репетицию, отключил телефон. Вместо него пришлось вводить в постановку другого актёра. Когда же Александр Мартынов появился с невозмутимым видом, на упрёки Андрея Гончарова стал рассказывать какие-то небылицы о подписании контракта с Голливудом.
Режиссёр вышел из себя, разговаривал с актёром на повышенных тонах, чего себе раньше по отношению к Мартынову не позволял. В результате Гончаров попросту велел уволить своего любимца. А тот обиделся и вообще ушёл из профессии. Нет, по началу он пытался как-то устроиться, однако на дворе стояли сложные годы, когда кино почти не снимали, да и театры находились не в лучшем положении. Александр Мартынов уехал в дачный посёлок в Кратово и занялся натуральным хозяйством.
С тех пор прошло уже 25 лет, а актёр по-прежнему не горит желанием общаться с людьми из прошлой своей жизни. Он с удовольствием общается со своими соседями, а вот радости при встрече с бывшими коллегами не испытывает. В гости он их не зовёт, да и приехавших по какой-то надобности в дом не приглашает.
Говорят, будто он пишет сценарии, правда, фильмы по ним на экраны не выходили. Единственный проект, в котором значится автором сценария Александр Мартынов (в соавторстве с Андреем Морозовым) – «Хэлп ми» датирован 1992 годом. Актёр появился в кино после своего исчезновения только раз – в сериале «Псевдоним «Албанец» – 2», где сыграл олигарха. Том самом, который стал последней работой Александра Дедюшко, погибшего в автокатастрофе вместе со своей семьёй.