От «Мастера и Маргариты» до «Кабалы святош»: лучшие спектакли Москвы по произведениям Булгакова
500
просмотров
Михаил Булгаков — один из самых популярных писателей ХХ века. Спектакли по его произведениям в разные годы ставили знаковые российские режиссеры. Мы выбрали лучшие постановки и расскажем, где смотреть «Мастера и Маргариту», «Театральный роман» и «Зойкину квартиру».

«Мастер и Маргарита». Студия театрального искусства. Режиссер: Сергей Женовач

«Мастер и Маргарита».  Студия театрального искусства.  Режиссер: Сергей Женовач Сцена из спектакля Сергея Женовача «Мастер и Маргарита». Студия театрального искусства, Москва.

Режиссер сам сочинил инсценировку, переработав черновики писателя, — его версия «Мастера и Маргариты» составляет дилогию со спектаклем «Записки покойника» («Театральный роман»). Место действия — клиника для душевнобольных. Узкое пространство авансцены, где появляются герои, отсекает от остального пространства занавес, сшитый из пододеяльников и наволочек. Почти все герои романа, включая Понтия Пилата и Иешуа, — пациенты этой клиники; свита Воланда превратилась в санитаров в белых халатах. А Воланд (Алексей Вертков), главный герой спектакля, равнодушно наблюдает за происходящим. Сеанс черной магии происходит в зрительном зале, денежные купюры, отданные зрителями, горят, а Гелла может вытащить женское белье из кармана любого мужчины.

«Мастер и Маргарита». МХТ им. А.П. Чехова. Режиссер: Янош Сас (Венгрия)

«Мастер и Маргарита».  МХТ им. А.П. Чехова.  Режиссер: Янош Сас (Венгрия) Сцена из спектакля Яноша Саса «Мастер и Маргарита». Московский Художественный театр им. А.П. Чехова, Москва.

На сцене огромный черный тоннель московского метро, его символ — буква М в сцене бала у Воланда переворачивается, превратившись в воландовское W. Мастер (Анатолий Белый) в прологе идет под черным сводом, с грохотом волоча за собой железную больничную кровать. Венгерский режиссер Янош Сас, известный у нас своими киноработами, призер XX ММКФ, перенес действие в современную Москву: герои читают журнал Playboy, носят пиджаки «Армани» и звонят по мобильным. Самые сложные для постановки в театре сцены — распятие Иешуа и полет Маргариты — сняты на камеру и транслируются на экран-задник. Режиссер в интервью признался, что поставил спектакль для тех, кто не читал роман: включил в него ключевые сцены, уделил внимание любовной линии и проделкам воландовской свиты.

«Мастер и Маргарита». Театр Романа Виктюка. Режиссер: Роман Виктюк

«Мастер и Маргарита». Театр Романа Виктюка. Режиссер: Роман Виктюк Сцена из спектакля Романа Виктюка «Мастер и Маргарита». Театр Романа Виктюка, Москва.

«Мастер и Маргарита» разительно отличается от остальных спектаклей Виктюка. Главная тема этой постановки — взаимоотношения художника и власти. Воланд (Дмитрий Бозин) здесь — еще одна ипостась вождя, а поверившие ему Мастер и его возлюбленная обречены на адские муки. Режиссер одним из первых ввел в спектакль фонограммы с записью истерически восторженных выступлений избирателей 1930-х годов и речи самого Сталина. По замыслу Виктюка, тоталитаризм уничтожает красоту: массовка в грубых советских майках здесь выполняет гимнастические упражнения под бравурную мелодию, а в сцене бала у Сатаны танцует, надев на головы бюсты вождей пролетариата. А Воланд выходит в зрительный зал, как будто высматривая себе достойного противника.

«Мастер и Маргарита». Театр на Таганке.Режиссер: Юрий Любимов

«Мастер и Маргарита». Театр на Таганке.Режиссер: Юрий Любимов Сцена из спектакля Юрия Любимова «Мастер и Маргарита». Театр на Таганке, Москва.

Премьера первой в России театральной постановки «Мастера и Маргариты» прошла в 1977 году, но сочинение Юрия Любимова, полное отваги, фрондерства и стремления рассказать зрителям правду, идет по сей день. Театру не дали денег на постановку «антисоветчины», и Любимов с художником Давидом Боровским использовали фрагменты декораций других спектаклей. Шерстяной занавес из «Гамлета» движется по сцене, отделяя один эпизод от другого, обнаженная Маргарита летает над сценой на огромном маятнике, а в сцене «сеанса магии» в зал падают билеты на «Мастера и Маргариту». После премьеры эти билеты стали «валютой», за которую можно было достать любой дефицит или услугу. И хотя сейчас в спектакле уже не играют первые исполнители ролей Иешуа, Мастера, Воланда и Маргариты, он выстроен так, что до сих пор взаимодействует со зрителями.

«Мастер и Маргарита». Театр «Мастерская П. Фоменко». Режиссеры: Федор Малышев, Полина Агуреева

«Мастер и Маргарита». Театр «Мастерская П. Фоменко». Режиссеры: Федор Малышев, Полина Агуреева Полина Агуреева в роли Маргариты в спектакле Федора Малышева и Полины Агуреевой «Мастер и Маргарита». Театр «Мастерская П. Фоменко», Москва.

Спектакль, жанр которого его создатели определили как «московский шабаш в двух частях», — современное прочтение романа молодыми людьми. В первом акте стремительно чередуются самые известные эпизоды «Мастера и Маргариты»: диалог Берлиоза и Воланда, встреча Мастера и Маргариты, Степа Лиходеев в тяжелом похмелье. Все герои немного похожи на персонажей комиксов. Воланд (Алексей Колубков) меняет интонации речи и манеру поведения: превращается из вальяжного барина в монстра, а то и в капельдинера «Мастерской», заглядывая в зал в фирменном жилете. Сеанс магии идет как интермедия в антракте, Азазелло и Гелла стали одним персонажем, в спектакле звучит много современной музыки. Одна из главных удач — Полина Агуреева в роли Маргариты, которую она играет почти клоунессой. А знаменитая сцена полета решена как соло героини на ударных.

«Театральный роман» («Записки покойника»). Театр «Мастерская П. Фоменко». Авторы спектакля: Петр Фоменко, Кирилл Пирогов

«Театральный роман» («Записки покойника»). Театр «Мастерская П. Фоменко». Авторы спектакля: Петр Фоменко, Кирилл Пирогов Сцена из спектакля Петра Фоменко и Кирилла Пирогова «Театральный роман» («Записки покойника»). Театр «Мастерская П. Фоменко», Москва.

Последний спектакль Петра Фоменко, который он сделал совместно с Кириллом Пироговым. Тот сыграл главного героя — нервного драматурга Максудова, попавшего в старый МХАТ, где ставят его пьесу. Одно из качеств актеров «Мастерской» — любовь к шутке и самоиронии. Поэтому булгаковская пародия на МХАТ стала поводом посмеяться над собой и признаться в любви «милому чудовищу под названием театр». В спектакль вошла только первая часть «Театрального романа», в финале которой «основоположники» разносят пьесу Максудова. Актеры «Мастерской» виртуозно создают запоминающиеся зарисовки-шаржи своих коллег по профессии. В кульминационный момент из театрального подземелья выплывает диванчик с Иваном Васильевичем (Максим Литовченко). Актер настолько точно загримирован под Станиславского, что напоминает ожившую фигуру из Музея мадам Тюссо.

«Записки покойника». Студия театрального искусства. Режиссер: Сергей Женовач

«Записки покойника». Студия театрального искусства. Режиссер: Сергей Женовач Сцена из спектакля Сергея Женовача «Записки покойника». Студия театрального искусства, Москва.

Выбрав для названия спектакля подзаголовок «Театрального романа», Женовач расширил время действия (история начинается со времен киевской юности писателя) и дополнил инсценировку фрагментами «Работы актера над собой» Станиславского. Литератор Максудов (Иван Янковский) обитает в комнате с кремовыми шторами и балконом, откуда в комнату врываются погибший еврейский портной, красноармейцы с винтовками и другие наваждения и кошмары. Однажды появился и театр: актеры расселись на кровати, а из подпола выскочил отец-основатель Иван Васильевич (Сергей Кочанов), заявивший: «Не верю!» Драматург с ужасом понимает, что персонажи перестали ему подчиняться. В этом спектакле судьба Максудова перекликается с трагической судьбой Булгакова, который пережил революционные потрясения, муки творчества и неурядицы, связанные с Художественным театром.

«Бег». Театр им. Е. Вахтангова. Режиссер: Юрий Бутусов

«Бег». Театр им. Е. Вахтангова. Режиссер: Юрий Бутусов Сцена из спектакля Юрия Бутусова «Бег». Театр им. Е. Вахтангова, Москва.

Главная тема спектакля — наваждения, кошмары и трагические сны. Героям невозможно от них избавиться, как Серафиме (Екатерина Крамзина), в начале спектакля страдающей от горячки, невозможно напиться, сколько бы она ни опустошила пластиковых стаканчиков. Место действия — призрачный полустанок, где смешались разные эпохи: герои, одетые в костюмы времен Гражданской войны, складывают вещи в клетчатые пластиковые сумки челноков времен развала СССР. По сцене скользит девушка — «ангел смерти», касаясь каждого подолом платья. Герои застряли между Россией и Европой и не могут разорвать связь с родиной. Выходов из морока и наваждений всего несколько: пустить себе пулю в лоб, как Хлудов (Виктор Добронравов), превратиться из генерала в организатора тараканьих бегов, как Чарнота, или вернуться в Россию и стать узниками ГУЛАГа, как Голубков и Серафима.

«Бег». МХТ им. А.П. Чехова. Режиссер: Сергей Женовач

«Бег». МХТ им. А.П. Чехова. Режиссер: Сергей Женовач Слева направо: Михаил Пореченков в роли Григория Чарноты и Анатолий Белый в роли Романа Хлудова в спектакле Сергея Женовача «Бег». Московский Художественный театр им. А.П. Чехова, Москва.

Напоминая зрителям о том, что пьеса Булгакова написана в форме снов, Сергей Женовач ставит свой спектакль как серию видений и кошмаров, мучающих Хлудова (Анатолий Белый). Одновременно палач и жертва, он сидит под фонарным столбом с оборванными проводами, уставившись на перрон, покрытый грудой человеческих тел в солдатских шинелях. Из нее, как из братской могилы, один за другим появляются герои спектакля. Отыграв свою сцену, они снова ложатся на перрон. Пространство сна диктует особый способ существования: герои напоминают тени или сомнамбул, как заведенные повторяют по несколько раз одну и ту же реплику. Хлудову то и дело является призрак расстрелянного им вестового. В сцене стамбульских тараканьих бегов массовка ползет по сцене по-пластунски, и этот «бег» становится метафорой бессмысленности эмиграции.

«Зойкина квартира». МХТ им. А.П. Чехова. Режиссер: Кирилл Серебренников

«Зойкина квартира». МХТ им. А.П. Чехова. Режиссер: Кирилл Серебренников Сцена из спектакля Кирилла Серебренникова «Зойкина квартира». Московский Художественный театр им. А.П. Чехова, Москва.

В пространстве Зойкиной квартиры режиссер собрал людей, мечтающих любым путем покинуть совдепию, и поставил спектакль в жанре кабаре. Здесь исполняют настоящие берлинские зонги 1920–30-х годов (авторы русских текстов — Игорь Иртеньев и Владислав Маленко), на стенах появляются компьютерные проекции, и в воздух взлетают блестки. В спектакле порой стыдливо мелькает обнаженка и возникают параллели с сегодняшним днем: например, граф Обольянинов (Федор Лавров) жалуется, что власть «создала такие условия, что порядочному человеку существовать невозможно», и уходит в наркотические грезы. Рыжеволосая Зойка (звезда мюзиклов Лика Рулла) здесь одновременно похожа на ведьму Геллу и Марлен Дитрих. А у квартиры появляется душа (роль Татьяны Кузнецовой называется «Квартира») — худенькая старушка, которая сидит за фортепиано, а в финале остается совсем одна.

«Зойкина квартира». Театр «Эрмитаж». Режиссер: Михаил Левитин

«Зойкина квартира».  Театр «Эрмитаж».  Режиссер: Михаил Левитин Дарья Белоусова в роли Зои Пельц и Петр Кудряшов в роли Александра Аметистова в спектакле Михаила Левитина «Зойкина квартира». Московский театр «Эрмитаж», Москва.

История о том, как во времена нэпа под прикрытием пошивочной мастерской открыли публичный дом, поставлена в стиле трагической буффонады и даже сейчас захватывает, хотя премьера состоялась больше 20 лет назад. В спектакле порой угадываются образы немого кино, он наполнен ностальгией по культуре советских 1920-х годов, последней попытке возрождения декаданса. Постановку украшают вокальные интермедии и настоящий дивертисмент (демонстрация моделей для клиента под музыку «Кокаинеточки» Вертинского). Причем режиссер устроил каждой из его участниц отдельный маленький бенефис. Зоя Денисовна (Дарья Белоусова) здесь поражает внутренней силой и трагической мощью. Как будто предчувствуя, что ей все равно не победить судьбу, она до конца борется за право уехать в Париж и быть вместе с трогательным Обольяниновым.

«Мольер («Кабала святош»). Центральный театр Российской армии. Режиссер: Борис Морозов

«Мольер («Кабала святош»).  Центральный театр Российской армии. Режиссер: Борис Морозов Сцена из спектакля Бориса Морозова «Мольер («Кабала святош»)». Центральный театр Российской армии, Москва.

Спектакль Бориса Морозова — о том, что наша жизнь очень похожа на театр и каждый строит свою жизнь как театральный спектакль, надеясь, что остальные люди сыграют предназначенные им роли. На сцене конфликтуют между собой три театра: тот, что был создан Мольером, который мечтал угодить королю и сделать успешным свой театр Пале-Рояль; театр короля Людовика Великого, считавшего свою власть и силу безграничными; и театр парижского архиепископа де Шаррона, уверенного, что церковь — главная сила после короля и что пора приструнить тех, кто легкомысленно к ней относится. Костюмы героев точно соответствуют стилю эпохи, а летающий вдоль сцены занавес словно перелистывает эпизод за эпизодом.

«Мольер («Кабала святош»)». Театр на Юго-Западе. Режиссер: Олег Леушин

«Мольер («Кабала святош»)».  Театр на Юго-Западе.  Режиссер: Олег Леушин Сцена из спектакля Олега Леушина «Мольер («Кабала святош»)». Театр на Юго-Западе, Москва.

Спектакль посвящен памяти Валерия Беляковича, который создал свой Театр на Юго-Западе, как Мольер во Франции три с лишним века назад театр Пале-Рояль. Олег Леушин продолжает традицию постановок Беляковича: игра света, ритмичная музыка, клубы дыма. Из его белых вихрей на сцене в начале появляются персонажи комедии дель арте, когда-то вдохновлявшие Мольера. Вспышками света выделяются лица актеров, как будто их снимают крупным планом, лучи прожекторов ограничивают часть пространства, играя роль кулис. Герои, как написано в ремарках Булгакова, периодически исчезают во тьме, словно растворяясь в катакомбах романских церквей. Сергей Бородинов играет Мольера творцом, влюбленным в искусство и в созданный им театр.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится