Сирота по имени Гений
На самом деле при рождении он получил имя Гений, а не Геннадий. Его родители были убежденными коммунистами, преданными идеалам революции, и своих детей назвали Идея и Гений. Но сын о своем настоящем имени в детстве даже не подозревал, ведь родители и друзья называли его Генкой. По паспорту он до конца дней оставался Гением, а в титрах к фильмам упоминался как Геннадий.
Его отец в 1930-х гг. был секретарем партийной ячейки и участвовал в раскулачивании. Тогда он получил тяжелое ранение, из-за которого у него были парализованы ноги. Ухаживать за ним принялась крестьянка Раиса Птицына, которая стала его женой и родила ему двоих детей, Идею и Гения. Она вступила в ряды Красной армии, стала политруком, а с началом войны занялась организацией транспортировки раненых по Волге.
Когда началась война, Гению было 9 лет. А через год его мать не вернулась с очередного дежурства. Детям передали извещение о том, что она «погибла при выполнении воинского долга». Через несколько месяцев не стало и отца. В 10 лет Юхтин остался сиротой и перебивался сам как мог. Чтобы как-то выжить, он вместе с другом начал воровать и сбывать краденое на рынке. Мальчиков поймали и отправили в исправительную колонию.
Из воришек – в артисты
Через несколько месяцев Юхтин сбежал из колонии и вновь связался с воровской шайкой. Свернуть с кривой дорожки ему помогло то, что в следующий раз его отправили уже не в колонию, а в специальный детдом для детей погибших офицеров армии и флота под Москвой. Учреждением заведовал ученик Макаренко Георгий Гасилов, и методы перевоспитания сложных подростков у него разительно отличались от тех, что применялись в колониях.
Педагоги старались направить энергию детей в мирное русло и увлечь их творчеством и спортом. Они ходили с ними в турпоходы, занимались в кружках, готовили стенгазеты, устраивали для них кинопоказы. Именно тогда Юхтин и загорелся мечтой стать артистом. Одна из воспитательниц помогла ему подготовиться к поступлению, и он с первой же попытки попал во ВГИК.
В те времена экзотические имена были в моде, и Гений в списках никого не удивил. А вскоре необычные имени его однокурсников узнала вся страна: Руфина Нифонтова, Изольда Извицкая, Майя Булгакова и др. После завершения учебы Юхтин попал по распределению в Московский государственный театр киноактера и в 23 года начал сниматься в кино.
Звездная роль в «Весне на Заречной улице»
Его первыми киноработами стали «Чужая родня» и «Дело Румянцева», в которых он снимался одновременно. И хотя главные роли в этих фильмах достались другим актерам, уже после своего дебюта Юхтин оказался на обложке журнала «Искусство кино». Но все же отправной точкой своей кинокарьеры актер считал следующую работу – «Весну на Заречной улице».
Со сценаристом фильма Феликсом Миронером Юхтин был знаком еще со студенческих лет. Они жили в одной комнате в общежитии, и еще тогда Феликс показывал ему сценарий о сталеваре и учительнице. Съемки фильма проходили и днем, и ночью, и съемочная группа называла его «Без сна на Заречной улице». Работали и в павильоне, и на заводе. И режиссера Марлена Хуциева прозвали Мартеном Мартыновичем.
После премьеры фильма на актеров обрушилась всесоюзная популярность. Любимцами публики стали не только учительница Таня в исполнении Нины Ивановой и сталевар-передовик Саша Савченко, которого гениально сыграл Николай Рыбников, но и обаятельный инженер Крушенков – герой Геннадия Юхтина.
После этого режиссеры засыпали его новыми предложениями, и вскоре он превратился в одного из самых востребованных советских артистов. И хотя ему очень редко доставались главные роли и его фамилия не была на слуху, поклонники его узнавали и часто останавливали на улицах. Вниманием женского пола Юхтин тоже никогда не был обделен, вот только связывать себя брачными узами он долгое время не решался.
Долгие поиски второй половины
Он уже был настоящей звездой кино, но все еще чувствовал себя неприкаянным. «Не имея после института ни кола ни двора, ни даже постоянной прописки, я как вольный художник слонялся по продолжительным командировкам и жил где попало. И хотя меня, молодого холостяка, такие условия вполне устраивали, затаенная мечта о своем доме и семейном счастье все же не давала покоя», – рассказывал актер.
В 30 лет у него не было ничего, кроме временной прописки, а постоянная – в общежитии «Мосфильма» – появилась благодаря его участию в цикле фильмов о Ленине. И только годы спустя актер обзавелся собственным жильем – однокомнатной квартирой. О семье в таких условиях он даже не думал. К тому же Юхтин видел, как редко актерам удается создать крепкие семьи, и, мечтая жениться один раз и на всю жизнь, очень боялся ошибиться.
Только после 40 лет актер наконец решился создать семью. Его избранницей стала девушка по имени Лидия, которая работала в актерском отделе на «Мосфильме». Она стала для него самым близким другом и любимой женой. Вместе они прожили всю жизнь. Единственное, что омрачало их семейное счастье, – это отсутствие детей.
В строю до последних дней
И после 80 лет актер продолжал сниматься в кино и вел активный образ жизни – участвовал в концертах, проводил встречи со зрителями. В 86 лет он говорил: «Для меня жизнь – это творчество. Никогда не любил сидеть на месте и сейчас готов двигаться дальше». Его последней киноработой стала роль в сериале «Хор», который сейчас находится в стадии производства.
Геннадий Юхтин прожил долгую и непростую жизнь. Кино изменило его судьбу в юности и оставалось призванием до последних дней. Он продолжал работать, пока его не подвело здоровье. В январе 2022 г. актер попал в больницу с пневмонией в тяжелом состоянии. Вирус, который за последние 2 года унес уже столько жизней, не пощадил и его. 18 февраля 2022 г. Геннадия Юхтина не стало. Он не дожил всего полтора месяца до своего 90-летия.
Геннадий Юхтин не раз рассказывал о том, что его коллега по съемкам в «Весне на Заречной улице» в реальной жизни был совсем не таким, как в кино: Каким был экранный сердцеед и рубаха-парень Николай Рыбников за кадром.