Очевидно одно: они становятся самыми резонансными событиями в мире кино и никого не оставляют равнодушными. В чем обвиняли режиссера «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты», «Бандитского Петербурга» и «Тараса Бульбы» – далее в обзоре.
«Собачье сердце»
Мировое признание Владимиру Бортко принесла экранизация повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Она была написала еще в 1920-х гг., но тогда ее объявили «острым памфлетом на современность» и запретили к печати. Впервые она была издана только в 1968 г. за границей, первая экранизация 1976-го года тоже была зарубежной. В СССР «Собачье сердце» опубликовали только в 1987 г., а через год Владимир Бортко взялся за экранизацию повести.
Сейчас этот фильм причисляют к признанной классике советского кинематографа, а в 1988 г., на следующий же день после премьеры, на него обрушился шквал гневной критики. В газетах писали, что режиссеру за такую работу нужно отрубить руки и ноги и сбросить его с моста. А вот за границей «Собачье сердце» оценили по достоинству: фильм получил призы в Италии, Польше и Болгарии. И только после этого через 2 года Владимир Бортко и Евгений Евстигнеев получили Госпремии.
«Низкий жанр»
Когда через 10 лет после «Собачьего сердца» на экраны вышел первый сезон сериала «Улицы разбитых фонарей», многие даже подумать не могли, что его режиссером тоже был Владимир Бортко. К тому же в титрах не было его имени – над этим проектом он работал под псевдонимом Ян Худокормов. Спустя 2 года он снял еще один сериал в том же жанре – «Бандитский Петербург» (первые два сезона). Позже режиссер не раз слышал претензии в свой адрес: мол, как можно после блестящей экранизации классики обратиться к «низкому жанру» детектива и заниматься романтизацией преступного мира!
Самым суровым критиком в отношении этих своих работ был сам режиссер – он не считал их своей творческой вершиной и мотивы создания криминальных фильмов объяснял так: «С 1991 по 1996 год я ничего не делал. Извините, я занимал деньги – сто долларов в месяц, и на это мы жили втроем, а сын учился в университете. Как вы понимаете, это были не лучшие времена... Ну а псевдоним – говорящий. То есть то, что я снимал, оно... как вам сказать... это были, наверное, не лучшие мои фильмы… Стыдно, что правнуки, посмотрев этот фильм, узнают вот такую «бандитскую» Россию».
«Мастер и Маргарита»
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» уже давно называют одним из самых сложных для экранизации произведений – попытки кинематографистов воплотить его на экранах предпринимались не раз, но, как правило, в эстетическом отношении все они явно проигрывали литературной основе и неизбежно вызывали шквал критики. Так случилось и с сериалом Владимира Бортко: хотя режиссер ставил перед собой задачу наиболее полно и адекватно передать содержание романа и с поставленными целями справился, негативные отзывы прозвучали и в адрес выбранных на главные роли актеров, и по поводу так и не воссозданной в фильме «булгаковской атмосферы». Критиковали Бортко и за операторскую работу, и за неубедительность компьютерных эффектов.
Писатель и критик Роман Сенчин о сериале Бортко писал: «Мне он тоже не понравился, но это, пожалуй, наиболее точное перенесение романа в формат… нет, не кинематографа, а телефильма. Авторы отнеслись к роману Булгакова бережно, актеры играют точно и вроде бы то, что нужно. Но получилось неважно, и главное, без той тайны, что есть в романе не в самом сюжете, а в тексте – в сплетении слов, фраз, эпизодов, глав. По-моему, добиться на экране этого невозможно. Почти не ощущается в сериале Бортко и того нерва, что трепещет в романе». Похожие мысли высказывал Анатолий Кучерена: «За фильм надо сказать спасибо. Ведь великий роман Булгакова сложно перенести на экран. Наверное, поэтому нет в сериале того духа, который возникает при чтении книги».
Большинство отзывов были просто разгромными. Журналист и писатель Илья Стогов заявил: «Фильм просто чудовищный. Набрали «старых коней», которые испортили всю борозду. Единственное светлое пятно – Маргарита: она хотя бы не вызывает слёз жалости. А Бортко после этого фильма хочется крикнуть: «Вон из искусства!». Булгаковед Филипп Стукаренко говорил: «Фильм пустой, как фантик от конфеты. Снаружи – как настоящий, а начинки нет. Технически подробная иллюстрация». Писатель и журналист Юлия Латынина видела причину неудачи в следующем: «Режиссёр Бортко рабски следовал тексту романа. Но произошла обратная вещь – текст и фильм неадекватны. Думаю, на фильме сэкономили, он напоминает постановку ТЮЗа 60-х годов. А на таком кино экономить нельзя!». Поэт и публицист Дмитрий Быков писал: «Кризис, 1998 год, обнуление всего… Кота сделали вручную, и кот получился позорный... Хотя в фильме были замечательные куски, но он снимался на нищенский бюджет, и, в общем, не получился, сериал этот».
«Тарас Бульба»
Наверное, больше всего споров вызвала драма Бортко «Тарас Бульба» по мотивам одноименного произведения Н. Гоголя. Режиссера обвинили в имперской пропаганде, что сам он объяснял следующим образом: «Гоголевский текст, что называется, говорит сам за себя. Богдану Ступке достаточно сложно: он выговаривал с экрана слова, которые воспринимаются (особенно здесь) как чуть ли не имперская пропаганда, хотя написано это уже 150 лет назад… Но поскольку обвинять Гоголя в имперской пропаганде очень сложно, а меня обвинять – просто, вот меня-то, стало быть, и обвиняют».
В ответ на многочисленные обвинения и в адрес «Тараса Бульбы», и других своих фильмов, режиссер не раз говорил о том, что он внимательно читает все, что о нем пишут, но тем не менее снимает кино не для критиков, а для зрителей, а их интерес к его работам не ослабевает, и этот факт может свидетельствовать только об одном: его творчество действительно нашло своего адресата. Несмотря на неоднозначную оценку работ Бортко, его уже сейчас называют классиком кинематографа, на что он сам отвечает: «Я лично себя классиком не считаю. Я даже без бороды хожу – а у всех классиков она была! Я просто делал хорошую работу – во всяком случае, мне кажется, что я сделал ее хорошо».
Неоднозначной эта работа стала и для актеров: Почему Богдан Ступка считал фильм «Тарас Бульба» самым страшным в своей карьере.