Но даже одной из них, самой первой, было бы вполне достаточно для того, чтобы навсегда войти в историю отечественного кинематографа, – это кардинал Ришелье в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Почему ярчайший актер с незаурядным талантом и широким творческим диапазоном так мало снимался, и чем он занимается сейчас – далее в обзоре.
Находка для Театра на Таганке
В его семье никто не имел отношения к искусству, но сам он занимался творчеством с юности – писал стихи и музыку, самостоятельно научился играть на гитаре, но на выбор будущей профессии эти увлечения поначалу никак не повлияли. После школы он решил освоить техническую специальность, а параллельно устроился работать техником сцены в офицерский клуб при военной академии. Собирая декорации и наблюдая за происходящим на сцене, однажды он решил попробовать свои силы в художественной самодеятельности, и руководитель студии после репетиции сказал ему, что видит в нем актерский талант, который обязательно нужно развивать. Этого оказалось достаточно для того, чтобы уйти из училища и отнести документы в «Щуку».
Ни он сам, ни его знакомые не верили в то, что с такими данными можно стать актером – Трофимов заикался от рождения, был очень застенчивым и ранимым, да и внешне был совсем не похож на киногероев эпохи начала 1970-х гг. Слишком утонченный и какой-то «нездешний», худой и долговязый парень все же чем-то привлек внимание приемной комиссии – и был принят с первой же попытки. При всей его внешней субтильности в нем чувствовалась какая-то невероятная внутренняя энергия и сила, а главное то, что так необходимо актерам, – оголенный нерв.
Еще будучи студентом Щукинского училища, всего в 19 лет Александр стал руководителем юношеской студии при народном театре шелкового комбината в Наро-Фоминске. Тогда же он пришел к Юрию Любимову и заявил о том, что с первого же увиденного спектакля с Владимиром Высоцким в главной роли он заболел Театром на Таганке и хотел бы выступать на этой сцене. Удивительно, но Любимов не только принял его в труппу, но и доверил сначала роль Рахметова в спектакле «Что делать?», а несколькими годами позже – Иешуа в «Мастере и Маргарите». Эту сложную роль, о которой мечтают многие актеры и идут к ней годами, Трофимов сыграл всего в 25 лет! На первой же репетиции Любимов сказал растерявшемуся молодому человеку: «А ничего не надо играть, Саша! Это они пусть играют. А вы говорите все как есть – и ничего больше». Роль Иешуа стала для актера самой значимой и дорогой. Он говорил о ней: «Я даже не могу назвать это ролью, это стало образом жизни». Этому театру актер посвятил всю свою жизнь и выходит на его сцену вот уже более 50 лет.
Лучший советский кардинал
В возрасте 25 лет актер впервые появился и на экранах – в телеспектакле «Доходное место», но зрители вряд ли запомнили его дебютную роль. А еще через 2 года о нем заговорила вся страна, ведь в конце 1979 г. вышел легендарный фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», где Трофимов блестяще перевоплотился в кардинала Ришелье. Большинство зрителей и представить не могло, что эту роль сыграл актер-дебютант, которому на момент съемок было всего 26 лет, ведь на экранах его персонаж выглядел намного старше, опытнее и мудрее.
Режиссер и сам изначально планировал взять на эту роль возрастного актера (главным кандидатом был Михаил Козаков), а Трофимов должен был сыграть англичанина Джона Фелтона – того, который стал жертвой коварства Миледи. Однажды на пробах актер решил подыграть другу, Борису Клюеву, игравшему Рошфора, и прочел текст реплик кардинала. И вот тут режиссер понял, что продолжать поиски другого актера на эту роль больше не имеет смысла. Правда, озвучил героя Михаил Козаков – по мнению Хилькевича, его манера речи больше соответствовала этому образу. А вот песню исполнил сам Александр Трофимов в дуэте с Алисой Фрейндлих.
О том, почему он не дал актеру озвучить свою роль, режиссер позже рассказывал: «У Трофимова голос был тяжелый, манера говорить тягучая. А тут был нужен светский человек, раздражительный и самодостаточный. Трофимов в жизни немного заикается. В озвучивании, как и при пении, такие люди, как правило, заикаться перестают. Но в Трофимове не было этой светской наглости. А вот Миша Козаков все это блестяще проделал своим голосом. Мне было важно, чтобы эта мрачная высокая фигура разговаривала именно так».
«Свой» режиссер
Удивительно, но роль кардинала Ришелье, которая принесла ему всесоюзную славу, не была для актера самой любимой. «Своим» режиссером он называл Михаила Швейцера, у которого снялся в нескольких фильмах: «Маленькие трагедии», «Мертвые души» и «Крейцерова соната». Этот режиссер обратил внимание на невероятное сходство актера с писателем Николаем Гоголем и доверил ему эту роль.
Трофимов говорил: «Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с замечательнейшим режиссером Михаилом Швейцером. И работа в трех его картинах у меня в памяти останется на всю жизнь. Лучше этого и дороже у меня в кино ничего не было и вряд ли будет… Такого доверия ко мне со стороны режиссёра я больше не видел никогда и нигде. Это было абсолютное доверие, и если вдруг Михаил Абрамович видел, что что-то пошло не так, то с его стороны была предельно тактичная и осторожная коррекция и больше ничего. Обычно его на девяносто процентов устраивало то, что я показывал и делал».
Куда исчез Ришелье
К выбору киноролей Александр Трофимов всегда относился очень критически и избирательно. Он не гнался за славой и не переживал по поводу того, что появлялся на экранах очень редко. Дело в том, что на первом месте для него всегда оставался театр, на сцену которого 69-летний актер продолжает выходить до сих пор. К тому же его перевоплощения на экранах были такими неожиданными, что часто зрители попросту не узнавали любимого актера в новом образе. Так было, например, с ролью капитана Крюка в фильме «Питер Пэн».
Несмотря на выбранную профессию, Александр Трофимов всегда был человеком непубличным, не посещал светских мероприятий и крайне редко соглашался на интервью. Из-за этого его называли одним из самых закрытых актеров. Его коллегам редко удавалось увидеть его настоящего. Вениамин Смехов, с которым они выступали в Театре на Таганке и снимались в «Трех мушкетерах», вспоминал о совместной работе и общении с ним: «Во время съемок, в Одессе, мы гуляли с ним от гостиницы «Аркадия» к морю и много друг другу рассказали о предыдущей жизни. Саша – человек закрытый и болезненно гордый, так мне казалось до этих съемок. Он открылся тонко чувствующим и поэтическим человеком, с множеством комплексов и сомнений».
Несмотря на большое количество экранизаций романов Дюма, советских актеров даже за рубежом часто называют лучшими исполнителями ролей его персонажей: Кого из актрис считают самой очаровательной Констанцией в мировом кино.