Поль Серюзье: ученик Поля Гогена, ставший одним из основателей художественной группы «Наби»
779
просмотров
Поль Серюзье — это французский живописец конца XIX — начала XX веков. Яркий представитель постимпрессионизма, Поль Серюзье стал основателем и идейным вдохновителем группы Nabis, работавшей в духе синтетического символизма. Философ и интеллектуал, он писал пейзажи и фигурные композиции, передавая окружающую действительность простыми формами и насыщенной палитрой. Творчество Поля Серюзье не ограничивалось картинами — художник расписывал храмы, преподавал в академии и написал книгу о живописи.
Поль Серюзье. Картина «Автопортрет с мерцающей бородой», 1907-1908

Биография Поля Серюзье

Поль Серюзье — выходец из состоятельной семьи. Он родился в Париже 9 ноября 1864 года и, по планам отца, должен был стать успешным коммерсантом и достойным наследником парфюмерной фабрики Houbigant. Поэтому после окончания лицея Кондорсе (Lycée Condorcet) юношу определили на службу в писчебумажный магазин Марьон, чтобы он на практике постигал основы предпринимательства. Но Поль Серюзье, который отличался харизмой, красивой внешностью и развитым интеллектом (бакалавр математики), во время учебы увлекся философией и искусством. Он писал пьесы, изучал арабский и древнееврейский языки, наслаждался восточной культурой и живописью. Абсолютно равнодушный к коммерции, Поль настоял на поступлении в Академию Жюлиана (Académie Julian).

Поль Серюзье. Картина «Мастерская бретонского ткача», 1888

Поль Серюзье был успешным студентом и любимым учеником преподавателей. Написал «Мастерскую бретонского ткача» и удостоился высокой похвалы, что утешило родителей, сомневавшихся в правильности выбора сына. Но молодому художнику не хотелось творить в академической манере — ему казалось, что живопись требует кардинальных перемен. И, пребывая в творческих метаниях, он открыл для себя красочный мир Поля Гогена (Paul Gauguin).

Поль Серюзье. Картина «Две бретонские женщины под цветущей яблоней», 1890
Поль Серюзье. Картина «Дочери Пелихтима», 1908

В 1888 году молодой живописец посетил школу в Понт-Авене, где Гоген в компании с Эмилем Бернаром (Émile Bernard) изобретал новые формы живописи, а начинающие художники приезжали сюда в поисках собственного пути. Сложно было найти лучшее место для встречи с кумиром. Когда Серюзье решился на откровенный разговор с Гогеном, наставник повел его в понт-авенский лес и преподал мастер-класс по написанию пейзажа.

Поль Серюзье. Картина «Бретонские женщины. Встреча в Священной роще», 1892

Короткий урок оказался весьма плодотворным. У Серюзье появилась привычка, которой придерживался всю жизнь — создавать на пленэре основную часть картины, заканчивая ее в мастерской. И главное, под руководством Гогена Поль Серюзье написал «Талисман», который отвез в Париж и показал своим сокурсникам. Вдохновленный гогеновским клуазонизмом, он полностью изменил свое представление об искусстве и представил друзьям идею синтетического символизма как ориентир для поиска нового формата живописи.

Поль Серюзье. Картина «Меланхолия, или Ева Бретон», 1890
Поль Серюзье. Картина «Одиночество», 1892

Так родилась художественная группа Nabis, в переводе с французского — «пророки». Члены сообщества каждую субботу собирались на творческие ужины, во время которых рядились в экзотические одежды и много практиковали в художестве. В конце собрания каждый присутствующий художник представлял новую работу. «Наби» переросла в отдельное течение, руководителем которого стал Серюзье.

Поль Серюзье. Картина «Купальщицы с белыми покрывалами», 1908
Поль Серюзье. Картина «Мальчики на берегу реки», 1906

Поль Серюзье, изначально писавший в гогеновской манере, постепенно выработал собственный стиль. Определенное влияние на творчество оказывает увлечение теософией и католицизмом. Он остается верным описанию ландшафтов, но все чаще вкладывает в них мифологические и религиозные смыслы. Художник создает композиции с интеллектуальным содержанием, где герои сюжета, обычные люди, олицетворяют мифологические или библейские образы.

Поль Серюзье. Картина «Ева, срывающая яблоко», 1906
Поль Серюзье. Картина «Колдовство (Священный лес)», 1891

В 1907 году он становится профессором Академии Рансона, а в 1912 году женится, однако брак оказался несчастливым. Серьезная болезнь супруги часто отвлекала Поля Серюзье от работы. В 1914 году художник вышел на пенсию и всего себя посвятил созданию главного теоретического труда — «Азбуке живописи», который закончил в 1921 году. В последние годы жизни мэтр писал мало. Ушел из жизни 7 октября 1927 года в бретонском городе Морле.

Поль Серюзье. Картина «Вдова», 1919

Самые известные картины Поля Серюзье

Картины Поля Серюзье находят живой отклик у современных искусствоведов и коллекционеров. Среди самых значимых выделяют такие произведения живописца:

  • «Мастерская бретонского ткача» (1888) — студенческая работа, выставленная в парижском Салоне в год написания. Одна из немногих картин мастера в академическом стиле.
  • «Талисман» (1888) — произведение, определившее будущее Поля Серюзье и целой плеяды французских художников. Написано под руководством Поля Гогена на деревянном основании сигарной коробки.
  • «Портрет Поля Рансона в облачении Nabis» (1890) — картина написала в традициях клуазонизма. Один из немногочисленных портретов, написанных Серюзье.
  • «Понт-авенский триптих» (1891) — яркий пример синтеза бытовой и религиозной живописи. Бретонские крестьянки, по задумке автора, должны вызывать у зрителя ряд ассоциаций. Женщина, срывающая яблоко, символизирует Еву, а крестьянка с младенцем — Богоматерь.
Поль Серюзье. Картина «Талисман», 1888
Поль Серюзье. Картина «Портрет Поля Рансона в облачении Nabis», 1890
Поль Серюзье. Картина «Понт-авенский триптих», 1891

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится