«Будет артисткой»
Она появилась на свет в Москве в 1929 году, практически рядом с тем домом, где живёт сейчас. И врач, принимавший роды, услышав первый крик малышки, тут же сказал о том, что с таким бархатистым голосом она точно станет артисткой. Отец её, востоковед и дипломат, и мама, в прошлом актриса Малого театра, очень любили друг друга и проявляли единодушие всегда и во всём.
В семье Юдиных подрастали двое детей, все жили в коммунальной квартире по улице Красносельской, дружили с соседями и никогда не жаловались, невзирая на тесноту. Конечно, роскоши особенной в семье не было, скорее, наоборот, хоть отец и был дипломатом, лишних денег не водилось. Зато едва ли не ежедневно пеклись пироги, а вокруг рояля собиралась все соседи. Бабушка музицировала, отец пел, уж мощным контральто мамы, выводившей рулады, не заслушаться было невозможно. Людмила Алексеевна мечтала о том, чтобы дочь достигла тех высот, которые не удалось достичь в профессии ей самой. Она в своё время решила посвятить себя семье в ущерб карьере актрисы.
Лилия росла настоящей красавицей, но в семье никто особого внимания на внешность не обращал. Сама же школьница училась на «отлично» и просто радовалась тому, что унаследовала черты и мамы, и папы. Она на самом деле решила стать актрисой, правда, поступила изначально в Школу оперетты к Иосифу Михайловичу Туманову. Но уже спустя год она снова сдавала вступительные экзамены, в этот раз в Щукинское училище, став после всех пройденных испытаний студенткой сразу второго курса. Диплом Лилия Юдина получила в 1951 году, а через два года была принята в труппу Малого театра.
Как известно, в этом театре всегда существовала довольно жесткая конкуренция, однако уже с первых лет Лилия Юдина стала играть ведущие роли: Элиза Дулиттл в «Пигмалионе», Абигайль в «Стакане воды», Надя в «Воспитаннице». И при этом молодой актрисе была назначена минимальная зарплата в 69 рублей, а семье её в то время приходилось очень непросто.
Упущенная возможность
Лилия Юдина всегда считала себя театральной актрисой и график съёмок в кино выстраивала таким образом, чтобы это не мешало её сценической работе. Она дебютировала в «Майской ночи», снялась ещё в двух фильмах, а в 1956 году на экраны вышла картина «На подмостках сцены» Константина Юдина, имевшая феноменальный успех. Её Лизоньку Синичкину полюбили сразу миллионы зрителей. Характер своей героини Лилия Юдина обыграла до мельчайших деталей, в этой белокурой красавице чувствовались наивность и чистота, простодушие, и женская хитрость, стойкий характер и отвага. С этим фильмом Лилия Юдина поехала на Каннский кинофестиваль, где её номер буквально осаждали иностранные режиссёры, приглашая сниматься в Италии, Франции, Америке. Естественно, актрису никто на съёмки не отпустил.
Ещё во время съёмок фильма «На подмостках сцены» Лилию Юдину пригласил в кабинет Иван Пырьев, занимавший должность директора «Мосфильма». Когда актриса вошла, она увидела членов худсовета, сидящих за длинным столом. Пырьев дал девушке несколько сценариев и заявил, что она должна сниматься в кино, правда, малый театр её не отпускает и «Мосфильму» договориться с руководством не удается. Её очень быстро утвердили на главную роль в «Карнавальной ночи», заключили весьма достойный договор с солидным гонораром, под неё сшили костюмы, Лилия Юдина начала разучивать песни.
Но в этот момент Малый театр отправился на гастроли в Челябинск и Магнитогорск, во время которых актриса должна была играть в шести спектаклях, причём тех, в которых не было второго состава. Художественный руководитель Михаил Царёв говорил актрисе о том, что в кино она сняться всегда успеет, но всё же обещал её отпустить после введения второго состава. Но так и не отпустил. Лилия Юдина очень хотела сниматься, но поделать ничего не могла. Она вообще оказалась между двух огней, на неё давило и руководство театра, и директор «Карнавальной ночи» Валентин Маслов, угрожавший отдать актрису под суд за срыв съёмок.
После возвращения с гастролей Лилия Юдина узнала о том, что Иван Пырьев запретил снимать её в течение двух лет, а в «Карнавальной ночи» снялась Людмила Гурченко, прославившаяся благодаря роли Леночки Крыловой на всю страну. Театр в её жизни победил окончательно и бесповоротно. Несомненно, впоследствии актриса не раз жалела о том, что всё случилось именно так, но подвести труппу и просто положить на стол заявление об уходе она тоже не могла.
Негаснущая любовь
Театр всю жизнь был её огромной любовью, вне сцены она просто себя не представляла. Именно там, за кулисами Малого, она встретила свою судьбу. Актёр Николай Афанасьев влюбился в Лилию Юдину едва ли не с первого взгляда. Он был на 14 лет старше, никогда не был до этого женат, и смог покорить сердце молодой актрисы. И на протяжении тридцати с лишним лет, до последнего своего дня, он называл супругу «Моя Богиня», смотрел с обожанием и буквально сдувал с неё пылинки. После ухода Николая Леонидовича в 1989 году актриса никогда больше не выходила замуж. К сожалению, детей у неё нет.
Но есть театр, который она любит также пылко, как в юности, когда она впервые ступила на его легендарную сцену. Даже сегодня, в своём весьма почтенном возрасте (актрисе уже 93 года), она выходит на театральную сцену в постановке «На всякого мудреца довольно простоты», где играет богатую вдову Софью Игнатьевну Турусину, барыню родом из купчих.
Конечно, Лилия Юдина очень жалела, что так и не снялась в «Карнавальной ночи». Ведь этот фильм прославил режиссёра Эльдара Рязанова и исполнительницу роли Леночки Крыловой 21-летнюю Людмилу Гурченко. Музыкальная комедия стала лидером проката, несмотря на то, что худсовет «Мосфильма» прочил картине провал. Ах, Таня, Танечка: непростая судьба вокального трио сестер Шмелевых из фильма «Карнавальная ночь»