Важнейшим сюжетом для Рафаэля была Мадонна с младенцем. Художник потерял мать в раннем детстве, возможно, именно это печальное обстоятельство заставляло его на протяжении всей жизни обращаться к данной теме, искать и исследовать способы построения композиции и средства, которыми можно выразить материнскую любовь.
УРБИНО. ДЕТСТВО ГЕНИЯ
Рафаэль родился в 1483 году в Урбино в семье художника Джованни Санти. Урбино времен Возрождения — это цветущий город, важнейший центр искусств и науки. Джованни Санти, как утверждает Вазари, хоть и был живописцем небольшого таланта, но все же служил при дворе герцогов Монтефельтро, правителей Урбино, и, что самое главное, сумел разглядеть талант своего сына и начал давать ему первые уроки рисования в своей мастерской. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино».
И первую Мадонну мальчик Рафаэль написал… на стене своего дома. Рафаэлю не было и десяти лет, когда умер его отец (мать умерла еще раньше), и он был отправлен в Перуджу учиться живописи у большого художника, Пьетро Перуджино. Так было исполнено желание отца.
ПЕРУДЖА. УЧЕНИК В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА
Рафаэль быстро учится, и в 17 лет он уже упоминается в документах как самостоятельный художник, создающий алтарный образ в городке Кастелло, что недалеко от Перуджи. Учитель Рафаэля, Пьетро Перуджино, — один из самых важных художников своего времени.
Он работает для Лоренцо Великолепного и вместе с Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли и другими звездами тосканской и умбрийской живописи едет в Рим расписывать Сикстинскую капеллу для самого Папы. Стиль Перуджино узнаваем и востребован. Его манера сродни музыке и поэзии, ее отличает необыкновенная гармония, уравновешенность и лиричность. Образы Перуджино всегда немного статичны, прекрасны и безмятежны. Рафаэль обладал одной особенностью: он точно улавливал настроение и стиль, наблюдал и запоминал, отбирал лучшее у своих учителей, изменяя и обогащая свой собственный стиль. При этом он никогда не копировал чужое, выдавая свое. Напротив, его работы были пронизаны необыкновенным восхищением и преклонением перед талантом вдохновлявших его художников. Первые работы Рафаэля были настолько похожи на шедевры признанного мастера Перуджино, что различить их было непростой задачей. Судите сами, справа — Мадонна Рафаэля, слева — типичная Мадонна Перуджино!
ФЛОРЕНЦИЯ. РОЖДЕНИЕ СТИЛЯ
В 1504 году Рафаэль решает переехать во Флоренцию. До него доходят слухи, что Микеланджело и Леонардо состязаются в искусстве фрески. Этот тягостный заказ для гениев, не очень-то жалующих друг друга, задумал Пьер Содерини, глава Флорентийской республики, полагая, что именно конкуренция рождает совершенство. В распоряжении каждого было по одной стене зала Большого совета в палаццо Веккьо и задание украсить ее масштабной батальной сценой, прославляющей военную мощь Флоренции.
Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Юный художник прибывает во Флоренцию и первое, что поражает его до глубины души, — Давид — гигантская скульптура Микеланджело, недавно установленная на пощади Синьории. Следующие четыре года Рафаэль проведет во Флоренции. Он будет учиться, работать без устали и постигать суть великого искусства Микеланджело и Леонардо. Он будет становиться самим собой: создавать портреты современников, алтарные образы и, конечно же, нежных Мадонн.
«МАДОННА ГРАНДУКА»
За четыре года во Флоренции Рафаэль напишет более двадцати Мадонн, совершенно изменив свою манеру. «Мадонна Грандука» (Мадонна Великого герцога) станет одной из первых. Она получит свое название в память о ее владельце. Герцог Фердинанд был настолько очарован картиной, что не мог расстаться с ней ни на минуту.
Черты «Мадонны Грандука» заставляют нас вспомнить о Перуджино: Дева Мария отрешенно-грустна, прекрасна, но немного статична, между матерью и младенцем не прослеживается глубокая эмоциональная связь, лишь легкий наклон головы создает нежное и интимное настроение.
«МАДОННА С ЩЕГЛЕНКОМ»
По мере того, как оформляется стиль художника, «взрослеют» и его Мадонны. Усложняется композиция, появляется драматизм и глубина чувств. «Мадонна со щегленком» — одна из самых известных, созданных Рафаэлем в его флорентийский период. Перед нами дивная сцена: Дева Мария с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем, передающим ему птичку (щегленок — традиционный символ грядущих страстей Христовых).
Вот, что в своих «Жизнеописаниях…» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого Св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того, и другого. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг, и дубрава, и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».
И долгое время «Мадонна о щегленком» представляла собой с десяток скрепленных фрагментов, к которым не решались приблизиться реставраторы. Последняя реставрация сотворила настоящее чудо: «шрамы» картины были сглажены, а поверхность полотна, очищенная от пыли и наслоений, заиграла обновленными красками.
РАФАЭЛЬ И МИКЕЛАНДЖЕЛО
В 1504 году Микеланджело создает «Тондо Дони», шедевр, который станет для Рафаэля неисчерпаемым источником вдохновения. Живая пластика фигур и максимальная достоверность передачи движения — главные достоинства «Тондо Дони». Движение, в котором изображена Дева Мария словно закручивает композицию по спирали, придавая ей цельность, устойчивость и выразительность.
Порывистый и восприимчивый Рафаэль будет снова и снова цитировать элементы «Тондо Дони», обогащая и развивая свое видение. Взгляните, как усложнилась композиция его «Мадонны Каниджани», и как далеко ушел художник от своей прежней перуджиновской манеры!
РИМ. БОЖЕСТВЕННЫЙ РАФАЭЛЬ
В 1508 году Рафаэль прибывает в Рим. Его с почтением приглашает на службу Папа Юлий II, желающий отметить свое папство самыми выдающимися шедеврами, прославляющими Рим и его самого. И, действительно, в Ватикане творится невероятное: Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы, у него под боком Донато Браманте занимается перестройкой собора Святого Петра, а Рафаэль приступает к созданию фресок в Станцах, личных покоях Папы.
Рафаэль начнет работу малоизвестным молодым художником, а закончив ее через четыре года, станет самой яркой звездой в Риме. После смерти Браманте он получит должность главного архитектора собора Святого Петра и главного хранителя древностей всего Рима! Заказы будут сыпаться на него как из рога изобилия, он будет окружен друзьями, покровителями и прекрасными женщинами, а называть его будут «Divino Pittore» (Божественный художник).
«СИКСТИНСКАЯ МАДОННА»
Находясь на пике своей славы, Рафаэль пишет алтарный образ для бенедектинской церкви Святого Сикста в Пьяченце. Эта картина будет известна как «Сикстинская Мадонна». Именно с ней Рафаэлю удалось вознестись на небывалую высоту. Творение это ошеломительно по силе воздействия на зрителя. Распахнутый занавес являет чудесное видение: в божественном свечении Дева Мария с младенцем Иисусом на руках спускается с небес, неся миру спасение.
Перед нами предстает сама любовь. Все в этой картине: и сотни ангельских лиц, и почтительный жест Святого Сикста, и смиренный поклон Святой Варвары, и тяжелый бархат занавеса, — созданы для того, чтобы мы ни на секунду не могли отвести взгляд от лица Девы Марии. Невозможно не проникнуться ее настроением, тем, с какой готовностью она отдает людям своего сына, как она тревожится за него и с какой нежностью прижимает его к себе. О ней писал А.С. Пушкин напишет: «Одной картины я желал быть вечно зритель…»
«МАДОННА В КРЕСЛЕ»
В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Говорят, он увидел ее случайно, выкупил у отца и поселил в доме, где и навещал до самой смерти.
Смерть художника так опечалила красавицу, что она от горя ушла в монастырь. По другой легенде, именно роковая красавица Форнарина погубила Рафаэля: ходили слухи, что он умер от венерического заболевания. После чего Форнарина вернулась к развратному образу жизни, но вскоре была насильно пострижена в монахини. Рафаэль скончался в Риме 6 апреля (в День своего рождения) 1520 года в возрасте 37 лет в зените своей славы. Похоронен в римском Пантеоне с почестями, которых не удостаивался прежде ни один художник.