Сегодня их сложно представить порознь, а появился этот союз благодаря фильму «В огне брода нет». Эта картина стала дебютом Панфилова как кинорежиссера и заставила зрителей по-другому посмотреть на актрису, которую из-за ее нестандартной внешности настоятельно не рекомендовали снимать в главных ролях.
В поисках другой красоты
Казалось, их встреча была предопределена судьбой. Еще до того, как 32-хлетний Глеб Панфилов приступил к съемкам своего первого фильма, в его доме друзья заметили висевший на стене рисунок, на котором была изображена неизвестная девушка. Когда позже они увидели Инну Чурикову, они поразились, насколько ее черты напоминали ту незнакомку – словно он мечтал о ней еще до того, как они познакомились.
Глеб Панфилов пришел в кино не сразу: до этого он успел окончить химико-технологический факультет Уральского политехнического института, работал мастером цеха химочистки на заводе в Свердловске, а затем стал завотделом пропаганды и агитации в горкоме ВЛКСМ и создал городскую любительскую киностудию, а позже пришел на местное телевидение, где снял несколько документальных и короткометражных телефильмов. В 1965 г. Панфилов окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров и устроился на «Ленфильм». Однажды его педагог Евгений Габрилович рассказал слушателям курсов о судьбе юной санитарки, мечтавшей стать художницей, но не успевшей осуществить мечту – она погибла во время Гражданской войны. На основе этой реальной истории Габрилович написал повесть «Случай на фронте», а затем согласился стать соавтором сценария дипломной работы Глеба Панфилова. Военная драма «В огне брода нет» стала его дебютным полнометражным фильмом в качестве кинорежиссера.
Главной героиней фильма стала санитарка-дурнушка из санитарного поезда, вывозящего раненых с фронтов Гражданской войны. Она неуклюжая, застенчивая, странноватая и даже нелепая, но чистая и искренне преданная своему делу. К тому же у нее вдруг обнаруживается талант художницы, и ее наивные рисунки поражают силой духа. Найти актрису на эту роль было очень трудной задачей, ведь тут важно было не только разыскать юную артистку, не боявшуюся выглядеть на экранах некрасивой, но и передать главную идею сценаристов – несоответствие внешней несуразности внутреннему богатству. Все актрисы, приходившие на пробы, казались режиссеру слишком красивыми. Как ни пытались их «подпортить» гримом, все это выглядело неестественно. Панфилову хотелось найти такую актрису, которая не считала бы сама себя привлекательной, но при этом была бы очень обаятельной и харизматичной.
Судьбоносная встреча
Инна Чурикова не боялась выглядеть на экранах некрасивой и нелепой, ведь в кино ей предлагали только гротескные и комедийные роли. Из-за ее нестандартной внешности Инну поначалу не хотели принимать ни в один из театральных вузов и ни в один из театров. Даже в Театре юного зрителя, куда ее в итоге взяли, ей доверяли только второстепенные роли. А вот в кино ее судьба складывалась более удачно: к моменту встречи с Глебом Панфиловым она уже успела сняться в эпизодах фильмов «Тучи над Борском», «Я шагаю по Москве», «Неуловимые мстители», «Старшая сестра», а также запомниться зрителям по главным ролям в фильмах «Морозко» и «Стряпуха». Конечно, она не считала себя красавицей и не старалась на экранах выглядеть лучше, чем в жизни. В ней было главное – органичность, непосредственность и та самая доля «чудинки», которую искал режиссер.
Он увидел ее по телевизору, в телеспектакле Театра юного зрителя, где Инна Чурикова играла Бабу Ягу. Тогда Панфилов подумал, что вот такую героиню хотел бы видеть в своем фильме. А после этого на Чурикову ему посоветовал обратить внимание Ролан Быков, и режиссер убедился в том, что чутье его не подвело. Об их первой встрече Панфилов вспоминал: «Я вошел в комнату, и на меня подняла свои лучистые глаза девушка с моего рисунка и из телеспектакля, в котором я однажды видел ее. Это была судьба». А она позже говорила: «Еще во время первого разговора я поняла: это тот человек, которого я полюблю на всю жизнь».
Руководство киностудии поначалу не хотело утверждать Чурикову на главную роль, ведь главные героини обычно были яркими красавицами, но Панфилов был непреклонен: ему нужна именно эта актриса! Режиссер помог ей найти свой собственный актерский почерк, открыл ее для нее самой. Позже Чурикова говорила, что именно в фильме «В огне брода нет» она родилась как актриса, ведь Панфилов не только эксплуатировал ее специфическую внешность, но и дал возможность раскрыть весь диапазон многогранного актерского потенциала.
«Клевета на красоту советского человека»
В 1968 г. фильм «В огне брода нет» вышел на экраны. Премьеру в Доме кино кинематографисты встретили восторженно, а вот в прессе начались дискуссии. Кто-то увидел в Инне Чуриковой кинозвезду нового формата и написал рецензию под заголовком «В красоте ли красота?», а кто-то удивлялся такому выбору режиссера и находил героиню слишком странной и нетипичной. Киноначальство оставалось непреклонным: Чурикову и таких, как она, нестандартных актрис, настоятельно не рекомендовали снимать в главных ролях, «чтобы они своим внешним видом не клеветали на красоту советского человека». Впрочем, Глеб Панфилов оставался верен себе и своей музе и этот запрет игнорировал.
А вот зрители приняли фильм очень тепло. В 1969 г. режиссер-дебютант завоевал признание и за рубежом: на Международном кинофестивале в Локарно (Швейцария) Панфилов получил первый приз – «Золотого леопарда», а работу Инны Чуриковой отметили дипломом жюри. Для дебютной картины это был невероятный успех.
Через 2 года, во время работы над следующим фильмом, где Глеб Панфилов снял Инну Чурикову в главной роли, режиссер и актриса поженились. У этой картины было символическое название – «Начало». Когда она вышла, читатели журнала «Советский экран» выбрали Чурикову лучшей актрисой 1970 года, на Международном кинофестивале в Венеции она получила за фильм «Начало» «Золотого льва», а ее супруг – «Серебряного льва». Это стало триумфальным началом и их совместного творчества, и гармоничного семейного союза с полувековой историей любви.
После премьеры фильма «Начало» Фаина Раневская восхищалась коллегой: «В Инне Чуриковой мне интересна ее неповторимость. Она необыкновенно выразительна. Я верю каждому ее движению, взгляду. Верю ее глазам. Никогда не забуду, как она угощала своего любимого: «Ешьте, это птица», как держалась, смотрела на него. И – делалась красивой! Талант делает человека красивым».
Такой, какой показал Чурикову Панфилов, ее не видел ни один из режиссеров, ведь он смотрел на нее влюбленными глазами. Благодаря этому зрители тоже смогли разглядеть в ней то, чего не замечали раньше – не только мощный комедийный и острохарактерный потенциал, но и тонкую лирику, душевную глубину, хрупкую женственность и невероятное обаяние.
Такие встречи меняют жизнь раз и навсегда: Что помогло Инне Чуриковой побороть неуверенность в себе.