Возможно, современному поколению может показаться, что большинство сюжетов в советском кино банальны, а игра актеров неправдоподобна или наивна… Но это лишь на первый взгляд. Советское кино было «чистым», светлым, социально значимым искусством.
В юности я посмотрела множество советских драм, комедий, но самыми запоминающимися и по-настоящему интересными картинами были сериалы в историческом жанре. Кино, которое с удовольствием пересматриваю снова и снова.
Сегодня я расскажу вам о самых лучших исторических сериалах советского кинематографа. Самые интригующие, захватывающие и познавательные исторические шедевры советского киноискусства.
Итак, на мой скромный взгляд — 7 лучших исторических сериалов советского кинематографа.
№1. «Следствие ведут знатоки»
Это целый цикл советских детективных телефильмов, который был создан по инициативе министра внутренних дел СССР Николая Щёлкова. Целью этой киноработы, по мнению критиков, было очеловечивание образа советского милиционера. В картине также прослеживалась разъяснительная работа, преследующая профилактику преступности.
Главными «знатоками» на тот момент были следователь Знаменский, инспектор уголовного розыска Томин и эксперт-криминалист Кибрит. Именно поэтому в названии картины и фигурировали части их фамилий: Знаменский — «Зна», Томин — «То», Кибрит — «Ки».
Основная часть сериала состояла из 22 серий или дел, которые были выпущены с 1971 по 1989 годы. Кроме того, в период с 2002 по 2003 годы вышло ещё две серии под общим названием — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Десять лет спустя».
Эта киноработа в своё время пользовалась огромной популярностью у телезрителей всего Советского Союза. Однако пик её популярности пришёлся именно на конец 70-х — начало 80-х годов.
Кстати, именно в «Знатоках» впервые появился неофициальный гимн советской, а впоследствии российской милиции и полиции. С 1 по 17 фильм звучит песня Марка Минкова на слова Анатолия Горохова «Незримый бой» (Наша служба и опасна, и трудна…).
№2 «Семнадцать мгновений весны»
Со всей уверенностью можно утверждать, что это самая знаменитая картина, ставшая классикой советского кинематографа. Она любима многими поколениями людей на всем постсоветском пространстве. И это несмотря на то, что сериал «Семнадцать мгновений весны» был снят в 1973 году. Даже спустя десятки лет — это лучший образец советского телевизионного кино.
В основе фильма — роман признанного метра политического детектива Юлиана Семёнова. Штандартенфюрер СС Штирлиц, являющийся на самом деле советским агентом Максимом Максимовичем Исаевым, становится для всей страны образцом разведывательного дела.
Штирлиц понимает, что полное фиаско Третьего рейха уже не за горами, но он все-таки должен выполнить ещё несколько важных заданий Центра. За годы, проведённые в своем официальном «плену», разведчик Исаев ведёт уже не двойную, а многомерную жизнь. В его задачи входит разработка сложнейших комбинаций, которые должны помешать Германии заключить союзы с Америкой и Англией.
Только за первые дни показа фильм посмотрело более 80 млн. советских граждан. Фильм стал настолько популярен, что первый повтор состоялся уже через три месяца после премьеры, а режиссер Татьяна Лиознова еще долгие годы получала мешки писем от восторженных зрителей.
№3. «Рождённая революцией»
Эта многосерийная картина советского производства вышла на экраны в 1974 году. В ней рассказывается о нелегкой борьбе уголовного розыска с представителями криминального мира. Что примечательно, она основана на документах и реальных фактах. Сюжет сериала разворачивается в России 20-х годов прошлого столетия. Страна погибает от разрухи, насилия, беспредела…
Центральное место в картине занимает карьера и судьба молодого человека, который вместе со своими сослуживцами «творит» историю уголовного розыска СССР. Стоит отметить, что подобное даётся ему очень нелегко.
Политика и революционность — этим буквально пропитан фильм. Режиссёр Григорий Кохан предложил зрителям объективную, по его мнению, реальность, историю. Считается, что «Рождённая революцией» — сериал, который мог бы стать наглядным пособием для современных органов правопорядка. Именно так они должны работать, чтобы обеспечить спокойствие граждан. Кстати, после выхода картины «Рожденная революцией» советские милиционеры отдавали честь Евгению Жарикову — исполнителю главной роли.
Любопытен еще один факт: За время съёмок «Рождённой революцией» знакомство главных актеров — Евгения Жарикова и Натальи Гвоздиковой переросло в роман на всю жизнь. Они прожили вместе 37 лет.
№4. «Россия молодая»
В этой многосерийной картине 1982 года повествуется о том, как молодому царю Петру достается строительство новой страны. «Окно в Европу», сильные люди с подвигами во славу Отечества, кровопролитные сражения и становление морского флота. Всё это, как ни что иное отображает становление петровской Руси.
След этого монарха был действительно неповторимым в истории российской государственности. Как его неудачи, так и успехи, вызывали недовольство со стороны представителей разных держав, но это не останавливало Петра. Целеустремленности этого человека можно было только позавидовать.
В сериале «Россия молодая» описывается весьма непростой исторический период: судьбы людей тесно переплетены с судьбой государства. Возможно, это и многое другое помогло грамотному правителю вывести его страну на новый уровень.
Любопытный факт: 10 июня 2008 года телеканал «Россия» без объяснения причин наглым образом вырезал один из самых важных фрагментов фильма — из 9-й серии фильма был вырезан фрагмент под названием «Государева дорога», посвящённый уникальному событию в русской военной истории, а именно масштабной переброске военных кораблей сухим путём, через леса и болота, в Балтийское море. Этот выдающийся военный манёвр (о котором молодёжь практически не знает) определил победу русских войск при штурме крепости Нотебург (Орешек).
Это надругательство отозвалось болью в сердцах тех, кто участвовал в создании ленты. Так, исполнитель главной роли Дмитрий Золотухин — заслуженный артист России, лауреат Государственной премии РФ, исполнитель роли Петра Первого написал открытое письмо-обращение телеканалу, из которого стало ясно, что вместо этого главного эпизода были показаны более «ценные» для канала «Россия» рекламные блоки…
№5. «Михайло Ломоносов»
Сюжет сериала, состоящего из 9 серий, разворачивается в XVIII веке. Здесь в жизни одного человека отображается целый период российской истории. Речь идёт о становлении личности выдающегося учёного, первого русского естествоиспытателя мирового значения, энциклопедиста, химика и физика Михаила Васильевича Ломоносова.
Сериал представляет собой условные части жизни Ломоносова. На его пути возникает масса преград, мешающих продвигать ему свои идеи в народные массы. Однако Михайло Ломоносов не прогибается под гнётом обстоятельств, благодаря чему приносит пользу множеству людей.
Картина начинается с описания детских лет будущего учёного, жившего в деревне Мишанинская Архангелогородской губернии. Михайло Ломоносова рос в окружении крестьян и рыбаков, старавшихся заработать своими промыслами. Но на пути главного героя встречается старообрядец, который во многом формирует его взгляды на жизнь. И даже несмотря на непонимание отца, юный Михайло отправляется на обучение в Москву. Путь к знаниям тернист, но парень, а впоследствии учёный муж, не отступает…
Кстати, в первой серии третьей части фильма — «Во славу Отечества» зрителю становится известно о некоем письме Ломоносова, которое он отправил графу Шувалову в качестве подарка. Впервые это письмо было опубликовано спустя лишь 110 лет. Долгие годы оно было под запретом.
№6. Место встречи изменить нельзя
Убийства, засады, погони, перестрелки — на фоне послевоенной Москвы. Сотрудники МУРа против таинственной и неуловимой банды «Черная кошка». Кстати, в фильме использованы материалы реально существовавшего уголовного дела.
Мини-сериал снят по роману братьев Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия». Интересно, что первоначально фильм планировалось назвать так же, как и книгу — «Эра милосердия», но так как чиновникам от кинематографии категорически не нравилось «несоветское» слово «милосердие» («милосердие — поповское слово»), название было изменено.
Здесь одна из лучших актерских работ Владимира Высоцкого, за которую ему в 1987 году была посмертно присуждена Государственная премия СССР за создание образа капитана Жеглова «и авторское исполнение песен».
№7. Тени исчезают в полдень
«Тени исчезают в полдень» был снят по одноимённому роману Анатолия Иванова в 1970—1971 годах, на Мосфильме.
История небольшой деревни Зеленый Дол, затерявшейся в таежной глуши, стала отражением судьбы огромной страны.
Перед зрителем разворачивается широкая панорама народной жизни: от разгрома белых банд Колчака до первой борозды трактора на колхозной меже, от первых выборов в Верховный Совет до проводов зеленодольцев на фронты Великой Отечественной войны, от трудового подвига женских рук в тылу до Дня Победы, до первого послевоенного хлеба.
Важно отметить, что режиссерами «Теней» Краснопольским и Усковым был снят культовый 19-серийный «Вечный зов», который в этот топ не попал совершенно незаслуженно. Очень рекомендую!
А еще, нужно помнить о «Войне и мире» гениального С. Бондарчука — самая удачная постановка за всю историю романа-эпопеи, которую также будут смотреть и пересматривать еще не одно поколение.
Вышеупомянутые шедевры советского кинематографа — это не только кладезь знаний, но и творческие успехи многих поколений. Умение, опыт, эмоции — всё это было детально передано потомкам в виде такого легкодоступного «документа», которым является кино.