Лондон писал фантастику
Хотя большинство произведений Джека Лондона так или иначе использует его реальный жизненный опыт и написаны в реалистической манере, писатель прибегал и к фантастике – в основном, в виде отдельных элементов. Но у него есть и полностью фантастическое произведение. Это повесть-антиутопия «Алая чума».
По сюжету повести, в 2013 году по миру прокатывается страшная болезнь: от проявления первых симптомов до смерти проходит час. Тело умершего потом очень быстро разлагалось. Чума погубила цивилизацию на всей Земле. Только отдельные человеческие группы остались жить (вероятно, имея природную невосприимчивость к алой чуме), но сохранить цивилизованность им оказалось не по силам.
Всё это, как дела давно минувших дней, рассказывает старик, бывший университетский профессор. Повесть завершается практически как притча. Его внуки, устав слушать деда, решают, кто из них какую роль будет играть в племени, предопределяя тем самым социальное развитие общества.
В других повестях Лондон обращается к фантастическим элементам, чтобы образовать рамку вокруг основного рассказа. Так, весь сюжет книги «До Адама» вращается вокруг вполне реалистичных (по меркам научного развития начала двадцатого века) событий тех времён, когда на земле жили неандертальцы и другие виды людей – но, чтобы перейти к повествованию, автор сначала рассказывает, что память предков явилась ему, современному человеку, во сне. В книге «Межзвёздный скиталец» главный герой, чтобы не так страдать во время пыток в тюрьме, учится впадать в транс и видеть свои прошлые жизни.
Особняком стоит повесть, которую можно назвать одновременно социальной фантастикой и социальным прогнозом, «Железная пята». В предисловии указывается, что это рукопись революционерки двадцатого века, найденная много веков спустя. Основной же сюжет почти нет смысла пересказывать, потому что он, с небольшими вариациями, описывает восход и власть монополий, Великую Депрессию, две мировые войны с участием Германии, восход и провал социалистов в Германии и многое другое, что мы знаем из учебников истории – лишь немного сдвинуты даты событий и места основных действий. Вот только впервые издан роман был в 1908 году, и, когда это осознаёшь, продирает озноб.
Лондон выписал много сильных женских образов
Хотя этого писателя за героев, поигрывающих мускулами и брызжущих тестостероном, просто обожают представители мужских антиженских движений, нельзя не заметить, что почти все женские персонажи у писателя – активные, самостоятельные, развитые в умственном и часто физическом отношении девушки, готовые менять свою судьбу и судьбу тех, кто рядом.
В «Железной пяте» это Эвис, взявшая на себя роль хронистки страшных событий. В «Сердцах трёх» (позже экранизованных совместно Россией и Украиной) – Леонсия Солано и правящая жрица затерянного в горах племени. Полно сильных женских образов и в «северных» романах Лондона, а в «Дочери снегов» всё повествование вертится вокруг женщины – главной героини. Тем не менее, от современных феминистских критериев сильной женщины его героини далеки – ими, как правило, движет любовь к мужчине, в то время, как для большинства героев Лондона любовь к женщине стоит позади страсти к основному делу.
В отношении сильных героинь Лондон на двадцать лет предвосхищает общемировые тренды – расцвет женской эмансипации и яркие авантюристские женские биографии приходятся на двадцатые-тридцатые года. Писатель же творил в нулевых-десятых. Впрочем, он не раз предвосхищал и социальные тренды, и тренды в литературе. Так, его повесть «Лунную долину» иногда называют Керуаком до Керуака.
Лондон проявлял «толерантность» до того, как это стало американским трендом
Хотя главный герой Лондона обычно – белый мужчина английского или кельтского происхождения, в его повестях и рассказах активно действуют (как полноценные положительные и отрицательные персонажи) представители испаноязычных культур и коренных американских племён, без прикрас показываются последствия колонизации для народностей американского Севера и вслух называются причины их нового отношения к жизни и горестного положения.
Зато книги, события которых происходят на Соломоновых островах, где живут тихоокеанские австралоидные племена, обвиняют в расизме: мол, Лондон показал местных мужчин исключительными дикарями, жестокими со своими женщинами и одержимыми людоедством. С другой стороны, их жизнь он показал наполненной интригами, достойными интриг европейских королевских дворов, в то время, как в его времена мотивы и обычаи представителей тропических и экваториальных племён обычно упрощали и представляли чуть ли не примитивнее, чем у детей.
Лондон написал повесть, полностью посвящённую пропаганде отказа от алкоголя
Речь идёт о «Джоне Ячменное зерно». Это название – эвфемизм для виски. Повесть написана в форме исповеди, в которой, тем не менее, всё, произошедшее некогда с автором и показанное именно как вехи его биографии, в то же время представлено типичным развитием привычки к алкоголю. Начиная с самых малых лет и заканчивая «шикарным» алкоголизмом человека, который может позволить себе дорогие напитки.
Вообще большинство книг Лондон писал именно опираясь на свой жизненный опыт. Это звучит тем удивительнее, что героями его рассказов становятся искатели приключений и благополучные буржуа, городские рабочие и тропические моряки, и что действие его повестей происходит и в больших городах, где правят корпорации, и в местах, невероятно далёких от цивилизации. Что тут скажешь – писателя действительно помотало и по жизни, и по свету. Мистические же нотки в его творчестве привнесены опытом общения с матерью, которая считала себя медиумом и утверждала, что всегда на связи с духом одного покойного индейского вождя.
Надо ли говорить, что Лондон – среди тех писателей, кого то и дело пытались запретить? Почему «Лолита», «Алиса», «Зов предков» и др книги в своё время оказались под запретом