Двухсерийный телефильм 1983 г. был второй попыткой экранизации этих произведений Оскара Уайльда, а первую версию «Звездный мальчик», снятую в 1957 г., многие зрители называли куда более точной, впечатляющей и близкой к литературному источнику. Но создатели нового фильма не ставили перед собой таких задач – они взяли за основу сюжет двух сказок Уайльда, но внесли в него много изменений, полностью исключили магию и добавили научно-фантастические элементы.
Поиски актера на главную роль продолжались достаточно долго, пока ассистент режиссера не увидела случайно на катке мальчика, который выглядел, как сказочный герой. Павел Чернышев вырос в обычной московской семье, далекой от мира кино, и никогда бы не попал на съемочную площадку, если бы не это счастливое стечение обстоятельств. Впрочем, сам он потом не считал его счастливым.
К тому моменту режиссер Леонид Нечаев успел провести пробы с десятками юных актеров, но никто из них не показался ему подходящим для этой роли. Но как только на съемочной площадке появился 12-летний Павел Чернышев, его утвердили тут же. У Нечаева был огромный опыт работы с детьми, он уже снял знаменитые фильмы «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и «Проданный смех», и знал, как находить подход к юным артистам.
Сам процесс съемок очень понравился начинающему актеру, он вспоминал: «У Леонида Нечаева огромный талант в работе с детьми. Он умел добиться от нас того, что требовалось в кадре, ставил перед нами задачу, а мы выполняли. Было интересно представить себя в роли этакого «звездного» принца. А вокруг – красивые сказочные декорации, необычные костюмы. Я по-настоящему верил в сказку, которую мы снимали!». Своим успехом фильм был обязан не только великолепной режиссерской работе и блестяще подобранному актерскому составу, но и волшебной музыке Алексея Рыбникова, создавшей по-настоящему сказочную атмосферу.
Но то, что началось после выхода фильма на экраны, стало для Павла Чернышева огромным шоком. Он не был готов к тому, что на него обрушится всесоюзная популярность, а обожание юных поклонниц перерастет в массовую истерию. Тысячи девчонок засыпали его письмами, в которых предлагали «вечную дружбу» и оставляли на листочках поцелуи. Телефонные звонки раздавались в их квартире круглосуточно, в трубку рыдали, признавались в любви или просто молчали.
Чернышев рассказывал: «Я не мог спокойно выйти на улицу - там обязательно дежурила какая-нибудь девочка и ждала встречи со мной. Я натягивал почти на глаза шапку, шарфом закрывал лицо, так и ходил по улице. Потом этот ажиотаж постепенно прошел. Да и фильм через какое-то время перестали показывать по телевидению. Только в 1997 году впервые после долгого перерыва показали эту сказку снова».
Отношение к нему ровесников в школе тут же изменилось – девочки вздыхали по его красивому, но холодному и жестокому герою, отождествляя с ним актера, а мальчишки недолюбливали, завидовали и издевались, называя исключительно «звездным мальчиком». Из-за повышенного внимания из обычного жизнерадостного подростка он превратился в замкнутого и недоверчивого изгоя, который хотел, чтобы о его звездной роли больше никогда никто не вспоминал.
И он сам, и его родители не хотели, чтобы свое будущее мальчик связывал с актерской профессией. Поэтому после окончания школы он закончил Университет дружбы народов, получил специальность инженера, отслужил в армии и больше никогда не возвращался на съемочную площадку. Но поскольку профессия инженера в тот переломный для страны момент оказалась невостребованной, Чернышеву пришлось искать другие средства, чтобы прокормить свою семью – у него была жена и двое детей. Друзья предложили ему работу в агентстве ритуальных услуг, чем он с тех пор и занимается.
Павел Чернышев никогда не жалел о том, что не стал актером – сегодня он вспоминает о своем коротком звездном часе, как о кошмарном сне. «Сказку о Звездном мальчике» он увидел всего дважды – сразу после ее выхода на экраны и в конце 1990-х гг., а вот его дети всегда смотрели ее с удовольствием.
Для Ларисы Пономаренко, которая сыграла в «Сказке о Звездном мальчике» роль Инфанты, эта работа тоже оказалась единственной в кино, зато она стала звездой балета. После окончания Академии русского балета она гастролировала по странам Европы, стала солисткой Донецкого театра оперы и балета, а в 1993 г. – первой солисткой труппы Бостонского балета.
Ангелина Полянчукова, которой досталась роль Эли, снялась еще в 3-х фильмах в школьном возрасте, а затем окончила юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета и стала адвокатом. Для других юных актеров роли в этом фильме стали единственными.