Сокровища России: самые культурные городки и деревни нашей страны
608
просмотров
Самая красивая деревня России, центр паблик-арта и деревенский ретрит: рассказываем шесть историй о том, как искусство изменило судьбы опустевших поселений.

Вятское, Ярославская область

Вятское, Ярославская область Музей «Банька по-черному». Село Вятское, Ярославская область

Впервые село Вятское упоминается в «Летописи ярославских сел и деревень» 1502 года. Тогда на его территории находились митрополичий двор и 11 крестьянских домов. Спустя 60 лет село разрослось: за рекой Ухтомкой появилась слобода торговцев и ремесленников. Вятское богатело, по четвергам в селе устраивали ярмарки. Помимо торговли, деньги деревне приносили и отходники — так называли крестьян, которые уезжали на заработки в другие поселения и города.

Вятское славилось штукатурами, лепщиками, кровельщиками, печниками. Например, местный крестьянин Петр Телушкин уехал на лето в Петербург и без лесов отремонтировал шпиль Петропавловского собора. Его считают основоположником отечественного промышленного альпинизма.

Ухтомское водохранилище. Село Вятское, Ярославская область.

Разбогатев, предприимчивые крестьяне построили в Вятском вычурные дома на манер столичных, декорируя фасады лепниной и кружевными водостоками. Здесь появились мощеные улицы, богадельни, библиотека и школа, гостиницы, постоялые дворы, трактиры и множество торговых лавок. Главным товаром были знаменитые соленые огурцы: вятские соленья даже подавали к императорскому столу и продавали за границу.

После революции в Вятском началась разруха. Почти век деревня медленно разрушалась, пока в 2006 году благодаря инициативе ярославского предпринимателя Олега Жарова не начались реставрационные работы. Градообразующим предприятием стал историко-культурный комплекс «Вятское», который объединил 32 восстановленных культурных памятника. Здесь можно покататься на каруселях в Музее русских забав, изучить историю развития бытовой техники в Музее кухонной машинерии, узнать о традициях банной культуры в музее «Банька по-черному», увидеть, как работали станки начала XX века, в музее «Удивительный мир механизмов и машин».

Церковь Воскресения Христова. Село Вятское, Ярославская область.

В 2020 году в Вятском открылась штаб-квартира ассоциации «Самые красивые деревни и городки России». О деревне начали писать СМИ, ее включили в предварительный Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Половина жителей села так или иначе участвует в работе музейного комплекса. Сотрудники восстанавливают местные промыслы, например готовят к открытию огуречный цех. Каждый год Вятское посещают около 300 тысяч туристов.

Никола-Ленивец, Калужская область

Никола-Ленивец, Калужская область отография: Андрей Пожарский / фотобанк «Лори»

В III тысячелетии до нашей эры на левом берегу реки Угры появилось поселение древних вятичей. В 1480 году именно в этой местности произошло знаменитое стояние на Угре, положившее конец татаро-монгольскому нашествию на Русь.

Во время Великой Отечественной войны немецкие войска захватили эти территории без боя. Отступая в 1943 году, нацисты сожгли все жилые дома, оставив в Никола-Ленивце только церковь. После войны в деревне построили несколько домов, но жизнь там практически замерла.

Павильон шишек. Арт-парк «Никола-Ленивец», Калужская область.

В 1989 году на Угру приехал московский архитектор Владимир Щетинин, который мечтал построить дом вдали от цивилизации. В Никола-Ленивце, где в XIX веке обитало более двух тысяч человек, он застал лишь трех жителей и семь разрушающихся домов — и решил возродить это красивое место. Архитектора поддержали друзья — врач Александр Горячев и художник Николай Полисский. Последний и предложил превратить село и его окрестности в арт-парк. Несколько лет Полисский занимался живописью, а затем захотел, по его собственному выражению, «войти в пейзаж». Вместе с местными жителями художник начал возводить арт-объекты из снега, веток, дров и сена. Так, в 2004 году на берегу Угры появился новый символ Никола-Ленивца — 18-метровая скульптура из древесины вяза под названием «Маяк».

Арт-объект «Ротонда». Арт-парк «Никола-Ленивец», Калужская область.

Чтобы посмотреть на объекты в жанре лэнд-арт, в Никола-Ленивец начали приезжать туристы и журналисты. В 2006 году в деревне прошел первый фестиваль «Архстояние». С тех пор каждый год сюда прибывают архитекторы со всего мира и создают арт-объекты из природных материалов, которые становятся частью ландшафтного парка.

Еще одной традицией Никола-Ленивца стали ежегодные гулянья на Масленицу, в финале которых сжигается гигантская скульптура. Что только не горело в арт-парке за последние годы: 20-метровые «Медиабашня», «Жар-птица», «Байконур», «Бастилия», готический замок.

Благодаря фестивалям пустующая территория превратилась в модное арт-пространство с туристической инфраструктурой, готовое принять огромное количество гостей. Так, только за три дня «Архстояния» в июне 2021 года Никола-Ленивец посетили 11 тысяч человек.

Учма, Ярославская область

Учма, Ярославская область Частный Учемский музей истории Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни. Часовня на берегу реки Волга. Село Учма, Ярославская область.

В XV веке святой преподобный Кассиан Грек основал на берегу Волги монастырь — Кассианову пустынь. Храмы простояли до середины XX века. На месте монастыря жили заключенные сталинского Волголага и участники стройки «Большая Волга». Храмы снесли, а затем изменился и сам ландшафт. Из-за создания Рыбинского водохранилища к месту бывшего монастыря — деревне Учма — можно подплыть только на лодке.

В Учме живут всего 20 человек. Один из них, лесник Василий Смирнов, в 1999 году открыл местный музей. Сначала о нем знали только сами жители, а в 2020 году Учемский музей истории Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни оказался в шорт-листе престижной премии «Европейский музей года».

Частный Учемский музей истории Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни. Село Учма, Ярославская область.

В музее работает несколько экспозиций. Одна рассказывает о монахе Кассиане Учемском, который в миру был князем Константином из византийской императорской династии. Другая выставка посвящена феномену «русской Атлантиды». С исчезнувшей цивилизацией сравнивают русские деревни, подобные Учме, жизнь из которых практически ушла. Третья экспозиция — «Своя лодка. Старухи о любви» — стала известной на всю Россию. Ее концепция максимально проста, но производит сильное впечатление: в каждой комнате избы звучат голоса пожилых женщин, они рассказывают свои истории любви. Вспоминают, как встречались с избранниками, расставались, выходили замуж и хоронили мужей. В закрытой деревенской школе расположилась еще одна экспозиция — «Музей дыр и заплат», посвященная времени, когда люди дорожили вещами и старались продлить им жизнь.

Лодка на берегу реки Волги. Село Учма, Ярославская область.

Василий Смирнов и его жена Елена называют свой музей «психотерапевтическим», не рассчитанным на коммерческий успех. Однако в наши дни в Учму все чаще приезжают туристы, а местные жители начали работу по благоустройству села.

Выкса, Нижегородская область

Выкса, Нижегородская область Граффити «Сказка о потерянном времени». Выкса, Нижегородская область.

История Выксы неразрывно связана с металлургическим заводом, основанным в 1757 году братьями Баташёвыми — выходцами из Тульской оружейной слободы. Когда императрица Елизавета издала указ о закрытии всех заводов в радиусе 200 верст вокруг Москвы, братьям пришлось искать новое место для своего предприятия. Приокский район привлек их залежами богатой железной руды, и вскоре на берегу реки Выксун появились завод и поселение вокруг него. В советское время это предприятие оставалось одной из главных металлургических баз России.

Выксунский завод входит в группу Объединенной металлургической компании. Она и стала инициатором и организатором главного местного культурного события. Фестиваль «Арт-овраг» получил свое название по первому месту проведения — оврагу Выксунского парка, который образовался на месте высохшего пруда.

Петр Виноградов. Инсталляция «PRO.ЕЛКА». 2014. Выкса, Нижегородская область.

На фестиваль приглашают скейтеров и велосипедистов с мастер-классами, в городе появляются объекты в жанре лэнд-арт, а также проходят спектакли. За 10 лет «Арт-оврага» стрит-арт-художники создали в Выксе более 100 работ, большую часть которых составляют муралы — масштабные настенные росписи (от испанского muro — «стена»). Так, в 2017 году наружные стены одного из цехов завода расписал Миша Most и тем самым создал самый большой мурал в Европе площадью 10 800 квадратных метров.

За время существования фестиваля в Выксе построили 85 арт-объектов и семь арт-дворов. Каждый год в город приезжают знаменитые художники и артисты, например в 2020 году в Выксе открыли настенную роспись знаменитого мастера современного искусства Эрика Булатова.

Миша Most. Граффити «Выкса 10 000». 2017. Выкса, Нижегородская область.

Арт-инициативы местные жители приняли не сразу. Работу американского скульптора Джона Пауэрса «Большой Джинни» они, например, сожгли. Однако организаторам фестиваля удалось увлечь выксунцев своим проектом. Художники приезжают в город не на несколько дней: они живут в Выксе некоторое время и привлекают к своей работе местных.

Со временем обитатели Выксы полюбили арт-объекты. Так, когда граффити «Сказка о потерянном времени» художника Паши 183 закрыли на ремонт, местные жители сами собрали деньги на его восстановление.

Организаторы фестиваля стремятся сделать город комфортным для жизни и интересным для молодежи, которая до этого стремилась уехать из Выксы. Например, вокруг пруда появилась новая набережная, беседки и павильоны, бывшая танцплощадка в парке стала современной эстрадой, а зимой там заливают каток. А еще в городе работает программа «Арт-двор»: все желающие обустроить пространство у своего дома могут подать заявку, а организаторы приглашают архитекторов — и они разрабатывают игровые площадки и зоны отдыха.

Мышкин, Ярославская область

Мышкин, Ярославская область Музей валенка. Мышкин, Ярославская область.

Этот город на берегу Волги известен еще с XI века. Легенда гласит, что проезжавший в этих местах князь Федор Мстиславский прилег отдохнуть на берегу. Его разбудила мышь, которая забралась князю на лицо. Тот разгневался, но в ту же минуту увидел рядом змею и понял, что мышка сохранила ему жизнь. В честь чудесного спасения князь повелел воздвигнуть на этом месте храм имени святых Бориса и Глеба. А разросшийся вокруг собора город стали называть Мышкином.

В середине XII века Мышкин сильно пострадал во время междоусобных войн владимирских и суздальских князей, а в 1238 году город практически стерли с лица земли войска хана Батыя, но со временем его отстроили заново. В XVIII–XIX веках благодаря активной речной торговле по Волге Мышкин расцвел и превратился в крупный купеческий центр. Здесь работали картинная галерея, большая библиотека, известный театр. Существовали они до революции 1917 года. Вскоре местные заводы закрылись, в городе не осталось работы, количество жителей уменьшилось почти на 90%, и в 1927 году Мышкин превратился в село.

Вид на город и собор Успения Пресвятой Богородицы с реки Волги. Мышкин, Ярославская область.

Все изменилось в 1966 году, когда писатель-краевед Владимир Гречухин основал в Мышкине этнографический музей, который со временем стал частью большого выставочного комплекса. Гречухину помогали местные школьники: ездили в небольшие экспедиции по соседним областям, находили брошенные подлинные предметы деревенского быта — прялки, корчаги, светцы. Об энтузиастах начали писать в газетах, сначала в местных, а потом и в крупных изданиях — «Известиях», «Правде», «Советской культуре». Это принесло свои плоды: на Волге появилась пристань для круизных теплоходов, в город снова потянулись туристы, и в 1991 году селу, количество гостей которого стало в десятки раз превышать число местных жителей, вернули статус города.

Музей мыши. Мышкин, Ярославская область.

В том же 1991 году в городе появился знаменитый Музей мыши. В нем выставлены многочисленные фигурки и работают концептуальные экспозиции: «Мышь в сказке», «Мышь в музыке», «Мышь в изобразительном искусстве» и другие. В выставочный комплекс также входят Музей столицы лоцманов, Музей льна, Музей валенка и Музей водочника Петра Смирнова. На территории музея под открытым небом можно увидеть деревянное зодчество XIX века, в Музее уникальной техники — необычные средства передвижения, от телеги до моторных катеров. А еще в городе работают целых четыре театра на шесть с половиной тысяч жителей: «Столбовский дом», Домашний театр Опочининской библиотеки, Театр-студия Дома культуры и Театр мыши.

Сеп, Удмуртская Республика

Сеп, Удмуртская Республика Фестиваль «Пора цветения цветка италмас». Деревня Сеп, Удмуртская Республика, 2019 год.

В маленькой удмуртской деревне Сеп на 450 жителей нет сотовой связи, интернета и газа. Недалеко расположено еще несколько поселений, где живут около 900 человек, а дальше — населенные пункты, которые существуют только на карте. Лужаны, Ыжнюк, Николаевка, Митроки, Бисар, Палым, Верхний Пежвай и многие другие поселения давно заброшены. В 2012 году жители Сепа, куда часто приезжают бывшие обитатели этих поселений, решили устроить праздник — День деревень. На него собралось 700 человек, и организаторы сделали это событие ежегодным. Так, на второй праздник прибыло уже полторы тысячи гостей, чтобы увидеться друг с другом, поделиться воспоминаниями и новостями, рассказать детям о семейной истории.

Фестиваль «Пора цветения цветка италмас». Деревня Сеп, Удмуртская Республика, 2019 год.

Вдохновившись успехом праздника, жители Сепа захотели создать Музей исчезнувших деревень, чтобы сохранить историю этих мест. Они подали заявку на грант Фонда Владимира Потанина и разработали концепцию музея при поддержке нижегородского творческого объединения «Рыба Морзе — Кама рекордз» во главе с Александром и Ольгой Юминовыми.

Музей исчезнувших деревень разделен на несколько зон. Во временном отделе выставлены архивные и современные фотографии, в экспедиционном — старинные предметы быта, а в мультимедийном гости могут посмотреть на экранах живые воспоминания местных жителей. В центре музея студенты-архитекторы создали открытую площадку для чтения и отдыха в форме цветка италмас — символа Удмуртии. Также в музее работают интерактивные зоны: посетители могут сесть за гончарный круг и создать изделие из глины, а еще попробовать настоящие табани — традиционные удмуртские лепешки.

Фестиваль «Пора цветения цветка италмас». Деревня Сеп, Удмуртская Республика, 2019 год.

После появления музея Сеп получил новый грант — на развитие проекта «Культурный квартал». Студенты-архитекторы уже создали два из девяти запланированных объектов — площадку «7 деревень» на центральной площади, где проходят ярмарки, и экспозицию под открытым небом «Двор». В ближайшем будущем жители собираются превратить местный ДК в современный культурный центр и построить гостевые дома для туристов.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится