Соня Терк-Делоне, передвижница Антонина Ржевская, сестра поэта Людмила Маяковская и др: 7 российских художниц ХХ века
833
просмотров
Расцвет отечественной живописной школы пришелся на XVIII век, когда открыли Императорскую Академию художеств. Ее учениками были Федор Рокотов, Иван Айвазовский, Василий Суриков, Михаил Врубель и многие другие мастера. Однако с 1890 года в учебном заведении могли обучаться и женщины. Многие из них стали профессиональными художницами: Ольга Лагода-Шишкина, Софья Сухово-Кобылина, Анна Остроумова-Лебедева.

В XX веке женщин в живописи стало больше. Они иллюстрировали книги классиков, создавали открытки для альбомов и оформляли театральные афиши. Читайте истории художниц, чьи работы печатали известные издания и распространяли многотысячными тиражами.

Елизавета Бём

Елизавета Бём Елизавета Бём. Открытка «Песню кто уразумеет, кто поймет ее слова...» (фрагмент). Начало ХХ века.

Иллюстратор Елизавета Бём происходила из старинного татарского рода Эндауровых. Художественное образование она получила в Санкт-Петербурге, в Рисовальной школе Общества поощрения художников, где училась с 1857 по 1864 год.

Над первыми произведениями Бём работала в ярославском имении родителей: создавала рисунки для книг Николая Некрасова. В 1875 году появился ее альбом открыток «Силуэты» — черно-белые иллюстрации на бытовые темы. Вскоре она познакомилась со Львом Толстым, который пригласил художницу сотрудничать с его издательством «Посредник» и познакомил с предпринимателем Иваном Сытиным.

Елизавета Бём. Открытка «Не по хорошему мил, а по милу хорош» (фрагмент) и Открытка «Большому кораблю — большое и плавание» (фрагмент). Иллюстрации из альбома «Пословицы в силуэтах». Санкт-Петербург, 1884

В 1890-х Елизавета Бём делала рисунки для повести Николая Лескова «Оскорбленная Нетэта». В это же время она иллюстрировала детские журналы и азбуку, сказки и басни, «Записки охотника» Ивана Тургенева и многие другие произведения. Но самой популярной ее серией стали детские альбомы «Пословицы в силуэтах» и «Поговорки и присказки в силуэтах». Открытки выпускали многотысячными тиражами в России, а также перепечатывали в Америке, Лондоне, Париже и Берлине.

Антонина Ржевская

Антонина Ржевская Антонина Ржевская. Сироты (фрагмент). 1893.

Антонина Ржевская — одна из двух женщин-живописцев, которых приняли в Товарищество передвижных художественных выставок, второй была Эмилия Шанкс. В 1880-х Ржевская посещала уроки в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а вскоре уже профессионально начала заниматься живописью.

Антонина Ржевская. Музыка (фрагмент). 1903. и еселая минутка. 1897.

Ржевская писала жанровые картины, детские портреты и сцены бытовой жизни. С 1892 года она уже участвовала в выставках: на одной полотно «Сироты» купил книгоиздатель Козьма Солдатенков. В конце 1890-х Антонина Ржевская выставлялась вместе с передвижниками. На XXV, юбилейном показе Товарищества ее работу «Веселая минутка» приобрел для своей галереи коллекционер Павел Третьяков.

Людмила Маяковская

Людмила Маяковская Владимир Маяковский. Портрет сестры Людмилы (фрагмент). Фотокопия с картины. 1911.

Старшая сестра поэта Владимира Маяковского Людмила работала в текстильной промышленности. После окончания набивного отделения в Строгановском училище, в конце 1910-х, она устроилась художником по тканям на московские комбинаты «Трехгорная мануфактура» и «Красная Роза». Маяковская была одной из первых женщин в дореволюционной России, кто занимал административную должность. Вместе с братом она работала над «Окнами РОСТА»: помогала тиражировать плакаты способом, который применяла на фабриках — с одного шаблона выходило до 150 листов.

Людмила Маяковская. Образцы ткани. Бархат, аэрография. Не позднее 1972. и Бархат, аэрография. Не позднее 1972.

В 1925 году в Париже Людмила Маяковская участвовала во Всемирной выставке. А в России запатентовала новый способ получения рисунков — метод «разбрызгиваемого краппа», красящего вещества, с помощью которого появлялись необычные узоры. Так художница стала единственным мастером аэрографии по тканям в стране.

С 1929 года Маяковская преподавала в Московском текстильном институте и во ВХУТЕМАСе. В 1930-е, после смерти брата, Людмила Маяковская занималась его наследием: открывала музеи, писала мемуары, устраивала выставки.

Соня Терк-Делоне

Соня Терк-Делоне Соня Терк-Делоне. Певец фламенко (фрагмент). 1916.

Настоящее имя абстракционистки Сони Терк-Делоне — Сара Штерн. Она родилась в Одессе. Родители умерли в 1890 году, когда девочке было пять лет. Ее забрала в Санкт-Петербург семья Генриха Терка — дяди по материнской линии. Они часто путешествовали по Европе, посещали музеи, в этих поездках Соня Штерн начала рисовать и подписывала работы фамилией дяди — Терк. В 18 лет она поступила в Академию изящных искусств в немецком Карлсруэ, а через два года переехала в Париж, где училась в Академии де ла Палетт.

Соня Терк-Делоне. Электрические призмы (фрагмент). 1914. и Композиция (фрагмент). 1947

В произведениях начинающей художницы «Филомена», «Спящая девушка», «Ню в желтом цвете» видно влияние Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Анри Руссо. В 1910 году Соня Терк вышла замуж за французского абстракциониста Робера Делоне, с которым работала в стиле кубизма: в ее картинах стало больше геометрии и абстракции. Во время Первой мировой войны Терк-Делоне переехала в Испанию, где познакомилась с Сергеем Дягилевым, Игорем Стравинским, Вацлавом Нижинским. Позже она восстановила декорации Льва Бакста к балету «Клеопатра» Михаила Фокина.

В 1920-е годы Соня Терк-Делоне вернулась в Париж, где открыла ателье: разрабатывала узоры для тканей от-кутюр, наносила на платья стихотворения, шила театральные костюмы. Позже она участвовала в Международной выставке декоративного искусства. Работы художницы в стиле ар-деко использовали в дизайне, керамике, сценографии и рекламе.

В 1964 году Терк-Делоне стала первой в мире художницей, у которой прошла персональная выставка в Лувре. Через 10 лет ее наградили орденом Почетного легиона — высшим знаком отличия и официального признания заслуг во Франции.

Надежда Удальцова

Надежда Удальцова Надежда Удальцова. Красная фигура (фрагмент). 1915.

Надежда Удальцова — представительница русского авангарда — рисовала с самого детства. Она училась сначала в Московской женской гимназии В.П. Гельбиг, а затем в частной художественной школе Константина Юона.

В 1908 году, когда Удальцовой было 22 года, она отправилась в Германию, где изучала полотна старых мастеров в Дрезденской галерее. В этом же году художница вышла замуж за историка Александра Удальцова. Вскоре после выставки Виктора Борисова-Мусатова и произведений импрессионистов из коллекции Сергея Щукина она заинтересовалась современным искусством. С 1911 года Надежда Удальцова входила в коллективную свободную мастерскую «Башня» и работала с авангардистами Михаилом Ларионовым, Наталией Гончаровой, Владимиром Татлиным, Любовью Поповой. Позже она вновь поехала в Париж, где училась в Академии Ла Палетт.

Надежда Удальцова. Швея (фрагмент). 1912–1913. и Ресторан (фрагмент). 1915.

К 1913 году у Удальцовой сформировался собственный стиль, в котором она использовала элементы кубизма. Среди ее работ этого времени — «Швея», «Композиция», «Натурщица» и многие другие. С ними она участвовала в «Первой футуристической выставке «Трамвай В» и «Последней футуристической выставке «0,10».

После революции 1917 года Надежда Удальцова в основном преподавала в Государственных художественных мастерских, писала для прессы и проводила выставки. В 1919 году она вышла замуж во второй раз — за художника Александра Древина. Вместе они экспериментировали с цветом и создавали авангардные картины: их единственная персональная выставка прошла в Русском музее в 1928 году.

Любовь Попова

Любовь Попова Любовь Попова. Бакалейная лавка (фрагмент). 1916.

Любовь Попова была представительницей отечественного конструктивизма. Первые художественные уроки получила в 1908 году в студии Константина Юона. Через пару лет она поехала в Италию, где изучала работы примитивистов, а в Париже — импрессионистов. Позже Попова познакомилась с Владимиром Татлиным и Казимиром Малевичем, их творчество вдохновило художницу на станковые произведения под названием «Живописные архитектоники».

Любовь Попова. Пространственно-силовое построение. 1921. и Живописная архитектоника. 1918.

В 1921 году Любовь Попова участвовала в выставках «5×5 = 25» и «Бубновый валет», а также занималась сценографией в постановке Всеволода Мейерхольда «Великодушный рогоносец». Декорации в пьесе заменяла ее пространственная установка в виде мельницы на колесах с диагональными конструкциями. Позже Попова создавала эскизы рисунков для тканей и моделей женской одежды.

Надя Леже

Надя Леже Фернан Леже. Чтение (портрет Нади Леже) (фрагмент). 1949.

По отцовской линии Надежда Леже приходилась двоюродной сестрой поэту Владиславу Ходасевичу. В 1919 году, когда ей исполнилось 15 лет, она приехала из Витебска в Смоленск, чтобы поступить в Государственные свободные мастерские «Свомас». В это время Надежда Леже создавала супрематические композиции, а позже познакомилась с Казимиром Малевичем: в Витебске он организовал авангардное художественное объединение УНОВИС — «Утвердители нового искусства». Вскоре начинающая художница отправилась в Варшаву, где училась в Академии изящных искусств.

Надя Леже. Автопортрет. Не позднее 1982. и Владимир Маяковский в 1910 году. 1953.

В 1924 году она поехала в Париж, где стажировалась в Академии современного искусства, которой руководил французский живописец и скульптор Фернан Леже, будущий муж художницы. В своем творчестве Надя Леже в основном придерживалась принципов авангарда. Она участвовала в выставках парижских абстракционистов, а позже создавала графичные автопортреты в стиле советского «сталинского поп-арта». В 1950-х во французском городке Биот художница открыла музей современного искусства имени Фернана Леже, а позже привезла его работы в СССР. Также Леже помогла организовать в стране выставку Пабло Пикассо, а в 1974 году — привезти сюда «Джоконду» Леонардо да Винчи.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится