Советское киноискусство 70-х: эпоха жестокой цензуры
447
просмотров
Оттепель была лишь недолгим мгновением свободы. В 70-е годы ножницы цензуры были наточены особенно остро.

Многие фильмы легли на полку, а вышедшие распространялись ограниченным тиражом. Но и эта эпоха успела дать зрителю свои нетленные шедевры.

Никита Михалков

Сейчас образ Никиты Сергеевича стал причиной для появления бесконечного количества мемов, а его имя, скорее, заставляет людей вспомнить это видео.

Однако раньше каждая новая картина режиссера была обречена на успех.

Никита Михалков окончил ВГИК в 1971 году, а уже в 1974 снял свой первый полнометражный фильм – «Свой среди чужих, чужой среди своих». Сценарист Эдуард Володарский умело совместил исторический революционный материал и форму классического вестерна. В центре повествования – пять друзей-чекистов. Никто из них не является главным героем, «Свой среди чужих, чужой среди своих» – это ода братству и товариществу. Связь персонажей постоянно испытывается на прочность.

Музыку к киноленте написал композитор Эдуард Артемьев. Во многом благодаря ей последняя сцена стала одним из самых цитируемых кинофрагментов. Товарищи бегут навстречу Шилову – их пятому другу, который доказал свою непричастность к ограблению.

https://www.youtube.com/watch?v=lZak1aO-HtU

Через два года зрители увидели «Рабу любви», в которой Михалков сам сыграл эпизодическую роль. После этого он будет регулярно появляться в своих картинах. Удивительно, но на съемку фильма у режиссера была неделя. Сроки поджимали, много времени ушло на написание «душераздирающего» сюжета. К тому же, на роль главной героини Михалков хотел исключительно звезду – Елену Соловей пришлось уговаривать, но все не зря.

Оператор Павел Лебешев во время монтажной работы над фильмом пытался экспериментировать с пленкой. Чтобы добиться светочувствительности, он засвечивал некоторый отснятый материал, поэтому кадры кажутся слегка «бледными». Камеры «Кодак» не позволяли добиться такого эффекта, и Лебешев буквально дал урок другим советским кинематографистам.

Съемочная команда Михалкова оказалась в творческом простое, режиссер решил быстро, за три месяца, снять что-то трогательное и камерное. Спектакли по пьесе «Пять вечеров» Александра Володина уже выпустили два самых популярных театра страны – ленинградский БДТ и московский «Современник». Удивительно, что Михалков обратился к тому же произведению. Но на практике у него получилось действительно трепетное и нежное кино. Роль Тамары сыграла Людмила Гурченко.

Тамара проводила Ильина на фронт, когда еще была его невестой. Возлюбленный с войны не вернулся, а девушка так и не вышла замуж. Всю жизнь она посвятила работе и заботе о племяннике, который остался без родителей. Через много лет Ильин пришел к ней. Судьба его потрепала, в какой-то степени он даже обижен на нее, а героиня Гурченко готова принять его таким. Пять дней они проводят вместе, предаются воспоминаниям. «Лишь бы не было войны», – шепчет в конце фильма Тамара.

Позже Никита Михалков снял свои главные картины. В 80-ых – «Очи черные» (1987) и «Жестокий романс» (1984), а в 1994 году – «Утомленные солнцем».

Василий Шукшин

Василий Шукшин

Шукшин учился во ВГИКе у другого режиссера - Михаила Ромма, которого мы уже неоднократно упоминали в наших материалах. У Василия были серьезные пробелы в знаниях, он стеснялся своего деревенского говора, но при этом учился усердно – все экзамены сдавал «на отлично». В 1956 году он снялся в учебном фильме Андрея Тарковского «Убийцы».

Шукшин всю жизнь стеснялся своего репрессированного отца, поэтому, когда вступил в КПСС, скрывал свое происхождение и указывал в документах только родственников по линии матери. В 1956 году отца режиссера реабилитировали, Василий говорил товарищу по мастерской Ромма: «… оказалось, что он ни в чем не виноват. Как же мне жить теперь со своей виной перед ним?»

В 1957 году Андрей Тарковский посоветовал Марлену Хуциеву взять Шукшина в напарники для работы над кинолентой «Два Федора». Сначала Василий был помощником режиссера – проводил пробы, подбирал документы для сценария, но потом Хуциев предположил ему самому исполнить главную роль. После этого Шукшин стал часто сниматься в кино, параллельно печатал свои рассказы – Михаил Ромм посоветовал ученику обращаться напрямую к издательствам.

В 1970 году на экраны вышел фильм «Странные люди», состоящий из трех новелл, которые написал сам Шукшин. Каждая из них рассказывает о новом герое, все они – сельские жители. В начале 1969-го лента уже была готова, но цензоры работали над ней целый год – многие эпизоды просто вырезали. В прокате картина провалилась, критики тоже не высказали одобрение.

https://www.youtube.com/watch?v=MVHcQyOJfeQ

В это же время Шукшин все еще получал приглашения от режиссеров. В 1970-ом он снялся в фильме Сергея Герасимова «У озера», за эту роль получил Государственную премию СССР.

Свой четвертый фильм Василий Шукшин снял в 1972 году. Сценарий «Печек-лавочек» в Киностудии имени Горького одобрили, но перед прокатом все-таки потребовали вырезать несколько сцен. Режиссер писал по этому поводу в Госкино и просил оставить хотя бы пролог. Шукшин обещал убрать с головы пританцовывающего человека стакан с водкой. Тогда впечатление, что он нетрезв пропадет, а веселый запал останется. Но никто не прислушался.

В 1973 году в журнале «Наш современник» опубликовали повесть Шукшина «Калина красная». Тогда же он решил экранизировать произведение. Через год вышел, пожалуй, самый популярный фильм режиссера.

Постер к фильму

Вскоре Василий сильно заболел, но все же на просьбу Сергея Бондарчука сняться в его новом фильме ответил согласием. В 1974 году оставалось снять последний эпизод с участием Шукшина в картине «Они сражались за Родину». Съемочная группа жила прямо на месте съемок – на теплоходе «Дунай». Шукшин умер в своей каюте, сцену так и не отсняли.

Ролан Быков

Что вся его жизнь будет связана с искусством, Ролан Быков знал еще с детства – в школе он начал заниматься актерским мастерством в студии Дома пионеров. Но потом его ожидала череда провалов – не взяли в МХАТ, затем во ВГИК, потом в ГИТИС. Быков не сдался и все усилия бросил на свой последний шанс – театральное училище имени Щукина. Его Ролан окончил в 1951 году, а потом стал актером московского ТЮЗа.

Сначала Быкову доставались незначительные и маленькие роли, но в 1959 году он сыграл Акакия Акакиевича в экранизации «Шинели». Актер отлично вписался в образ – у него были большие грустные глаза, которые подчеркивали всю трагикомичность жизни «маленького человека». Главный персонаж произведения Горького слаб, Быков же был сильным и решительным, но он сумел перевоплотиться так, будто всю жизнь провел в шинели несчастного чиновника.

Параллельно развивалась и театральная карьера Быкова, с 1958 года он был художественным руководителем Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Продержался на должности недолго – после успеха у труппы началась «звездная болезнь», внутри коллектива плодились сплетни и интриги. Быкову это не нравилось, в 1960-ом он уволился, тогда же начала карьеру режиссера в киностудии Мосфильм.

Сейчас Ролана Быкова часто называют лучшим режиссером детского кино. Его первый режиссерский дебют случился в 1962 году. Картина «Семь нянек» получилась смешной, игривой и по-настоящему ребяческой. А потом был снят «Айболит-66» (1967) – эксцентрическая музыкальная комедия, в которой Быков сыграл роль злого Бармалея.

Быков часто снимался в своих же картинах, причем показывал себя настоящим мастером перевоплощений. В фильме «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1975) он сыграл сразу четыре роли – музыканта, дирижера, бабку Марью и Леонида Ломакина. С тех пор режиссер полностью посвятил себя созданию искусства для детей, хотя параллельно продолжал сниматься в достаточно серьезных, взрослых кинолентах – «Комиссар» (1967), «Служили два товарища» (1968), «Большая перемена» (1972–1973).

В 1977 году Быкову удалось добиться разрешения на экранизацию «Носа» Горького, которую он вынашивал уже многие годы. Начальству картина не понравилась – слишком мрачная получилась и, к тому же, со множественными стилистическими разнобоями. В Союзе ее показали только один раз.

Последней и самой бескомпромиссной картиной Ролана Быкова стало «Чучело» (1984). Честный, жестокий и драматичный фильм о жизни подростков, в котором снялись юная Кристина Орбакайте и Юрий Никулин.

Владимир Меньшов

Снятый в 1979 году фильм «Москва слезам не верит» имел ошеломляющий успех. Зрители в главных героинях узнавали себя – кто-то приехал из провинции учиться и работать, кто-то искал мужа, другие просто веселились. Картину полюбили, в том числе, благодаря прекрасному актерскому составу: Ирина Муравьева, Олег Табаков, Алексей Баталов. «Москва слезам не верит» была удостоена «Оскара» в поминании «Лучший фильм на иностранном языке».

Еще одна известная картина Меньшова – «Любовь и голуби» (1985). Владимир Гуркин написал сценарий по своей одноименной пьесе. Успехом картина обязана актерам. Наталья Тенякова ради роли набрала килограммы и прибавила в возрасте лет десять, Александр Михайлов в прямом смысле чуть не утонул из-за галстука.

Андрон Кончаловский

В отличие от родного брата – Никиты Михалкова – Андрей (Андрон) Кончаловский до сих пор держится на плаву и снимает достойные картины. Например, в 2020 году на венецианском кинофестивале фильм «Дорогие товарищи!» получил приз жюри и попал в шорт-лист «Оскара».

Мы уже упоминали, что Кончаловский дружил с Андреем Тарковским. Именно с ним режиссер делал свои первые кинематографические шаги. Тандем действительно был прекрасным. Дебютировал Андрон только в 1961 году. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» вышла на экраны только через двадцать лет после окончания съемок.

Роскошное «Дворянское гнездо» (1969) совершенно не похоже на аскетичного «Дядю Ваню» (1970), а он, в свою очередь, никак не вяжется с рок-мюзиклом «Романс влюбленных» (1974). В жанровом плане киноленты действительно совершенно разные, но в этом весь гений Андрея Кончаловского – он снимает все и делает это реалистично, очень правдиво и бескомпромиссно.

Карен Шахназаров

Вся жизнь этого режиссера связана с Мосфильмом. Там он начал работать сразу после окончания ВГИКа, в 1979 году дебютировал с первым картиной «Добряки» и остальные картины снимал там же. Успех к Шахназарову пришел в 1983 году, когда вышел фильм «Мы из джаза».

Потом были «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Курьер» (1986), «Город Зеро» (1988), «Американская дочь» (1995), «Сны» (1993) – без них кинематограф 80-90-ых представить сложно. У Шахназарова не столь длинный список отснятых картин. За свою карьеру он создал чуть больше десятка кинолент, среди которых нет «проходных».

От создателей курса

Курс «Век отечественного кинематографа» не охватил, наверное, даже половины культурного багажа, который оставили отечественные режиссеры, сценаристы, актеры, монтажеры и все люди, причастные к процессу создания кино. Но среди общеизвестных картин читатель, мы уверены, найдет для себя и те, которые никогда не видел, узнает новые имена и, возможно, захочет копнуть глубже.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится