Сумптуарные законы: как чиновники прошлого контролировали уровень богатства граждан
684
просмотров
В Древней Греции не каждому было позволено (и уж совсем мало кому доступно) появиться в пурпурном, этот цвет был когда-то под запретом и в других странах. Встречали и провожали, как водится, по одежке, так вот сама «встреча» властями порой регламентировалась – чтобы один не возгордился, а второй не впал в зависть. Существовали сумптуарные законы, законы против роскоши. Сейчас есть скорее неписаные правила и голос моды – а тогда за нарушение королевских указов можно было и под суд угодить.

Почему и зачем граждан учили сдержанности в демонстрации богатства

Тут скрыт определенный парадокс – с одной стороны, каждому государству, казалось бы, следует стремиться к высокому благосостоянию граждан и подданных. И если тем нравится показывать свое богатство путем демонстрации дорогого имущества – будь то одежда, украшения, экипажи, да даже и рабы – пусть так, ведь это увидят и иноземцы тоже. Но нет: довольно часто в истории законодательно запрещалось иметь нечто дорогое или, во всяком случае, чрезмерно дорогое, и если разобраться, в таком запрете есть своя логика.

Античные законы о роскоши стали ориентиром для написанных уже в Новое время.

Роскошь вполне обоснованно ставят рядом с расточительством, а оно для процветания государства – не лучший союзник. Это понимали еще в античном мире: воин, беспокоящийся о своем внешнем виде, о своей одежде, о том, чтобы она смотрелась дороже, чем у приятеля или соседа, – не лучший союзник в деле завоевания новых земель. Политик, только и заботящийся, что об украшении своего дома, вряд ли сделает много ради развития полезных для общества институтов.

Покупка богачами тканей и мехов, золота и драгоценных камней у иноземных купцов способствовала лишь оттоку денег за границу. Что уж говорить о тех сословиях, которые не могли себе позволить купить нечто дорогое, но все равно покупали из стремления быть похожими на представителей класса богачей. Такое расточительство вело к долгам, а с учетом совершенно не гуманного ростовщичества прошлых веков – к разорению и обнищанию.

Для некоторых категорий, например, для греческих гетер существовали особые, более свободные правила относительно одежды.

Еще философы древности убеждали отказываться от излишнего удовольствия и роскоши и уделять внимание самодисциплине, «упражнениям тела и ума». К тому же позже призывала церковь, да и вообще религия: и конфуцианство, и ислам вполне определенно порицали чрезмерное увлечение вещами материальными. Вот и получалось, что против роскоши выступали довольно весомые и авторитетные силы, но поскольку сами граждане увещеваниям философов, духовных лиц и правителей внимали далеко не всегда, приходилось применять силу и издавать соответствующие документы.

Как боролись с роскошью в античные времена

Первые законы против роскоши приписываются спартанскому государственному деятелю Ликургу, хотя историки ставят под сомнение такое авторство. Якобы Ликург запретил хождение в Спарте золотых и серебряных монет, ввел вместо них железные, и вообще, в борьбе с роскошью существенно снизил размер допустимых для спартанца трат. Древнегреческие законы ограничивали расходы на похоронные обряды, а женщинам запрещали ходить в сопровождении более, чем одной рабыни, а еще носить золотые украшения и одежду с пурпурной каймой.

Пурпурный цвет, как и синий, мог себе позволить далеко не каждый, разве что влезая в долги, от которых и должны были защитить сумптуарные законы.

Пурпур вообще был в античном мире одним из главных признаков богатства и роскоши. Этот краситель, известный еще с XVII века до н.э., добывался из особого вида морских моллюсков. Для производства 200 граммов пурпура (столько требовалось для окраски 1 килограмма шерстяной нити) было необходимо добыть не меньше 30 000 моллюсков. Краска ценилась в буквальном смысле на вес золота, а цвет был весьма долговечен: одежда не линяла, пурпур не выгорал на солнце, долго сохраняя яркий оттенок.

Римляне пытались ограничивать расходы чиновников: сенаторам по закону 218 года до н.э. запрещалось иметь крупные суда, требование распространялось и на членов семьи. Женщинам не разрешалось носить одежду, окрашенную в разные цвета, а во время Пунических войн – и иметь более, чем пол-унции золота. По предложению плебейского трибуна Гая Орхия был принят закон 184 года до н.э. о том, сколько гостей может присутствовать на званом обеде. Существовал даже закон, ограничивающий количество съедаемого мяса – он был принят в 131 году до н.э.

Китайские законодатели, вводя ограничения на роскошь, вдохновлялись учением Конфуция. Существовали даже требования к максимально допустимому размеру гробниц и мавзолеев.

Надо сказать, все эти нормы не становились для римских сибаритов обязательным руководством к действию, как правило, запреты либо существовали недолго, либо часто нарушались. Во времена расцвета Римской империи любые попытки ограничить несдержанность в тратах и вовсе не приводили к успеху. В этой философии безудержного потребления часто видят предпосылки к развалу некогда сильной и процветающей империи.

Шелка и бархат – только аристократам

Европеец Средневековья похвастаться роскошным образом жизни вряд ли мог, но к концу этого исторического периода все же стало наблюдаться стремление к обогащению и расточительству. Еще до объединения земель коммуны городов пытались ограничивать расходы «на тщеславие»: первыми, говорят, стали итальянские морские державы Генуя и Пиза, за ними в борьбу с роскошью вступили Тоскана и Флоренция. Там запрещали носить меха, а женщинам – делать слишком низкие вырезы на платьях. Правда, тем, кто соглашался заплатить 50 флоринов в год, позволялось не принимать эти запреты во внимание.

Король Шотландии Джеймс I и шотландский йомен, для которого предназначался более скромный наряд.

Историки насчитывают сотни отдельных законодательных актов, так или иначе ограничивающих расходы жителей средневековой Европы. Это не было системой, не ставило целью распространить христианское миропонимание, не превратилось в один из разделов государственной пропаганды – и в целом не привело к отказу от чрезмерного потребления в каких-то заметных масштабах.

Более поздние времена дали истории еще несколько интересных ограничений по части украшения себя и своей жизни дорогими безделушками. В Шотландии в 1429 году йоменам и простолюдинам было запрещено приобретать и носить меха, шелк, сукно с золотой или серебряной отделкой, бархат, тафту, кружева под страхом штрафов. Английские и шотландские короли пытались поддерживать производство шерсти путем сокращения импорта, потому и ограничивалось хождение иноземных тканей. В 1483 году при английском короле Эдуарде IV низшим сословиям запретили носить меха, бархат и атласную парчу.

Нарядиться так, как Людовик XIV, не дозволялось даже самому богатому из простолюдинов.

Был еще один практический смысл подобных мер: с развитием промышленности и торговли аристократы начали проигрывать это соревнование в роскоши представителям «из низов»: купцы все чаще оказывались богаче герцогов и графов. А потому благородные господа пускались в гонку за внешними признаками достатка и все чаще проматывали наследство, становясь во всех смыслах бесполезными для своего королевства. Правда, и на Британских островах законы против роскоши не слишком прилежно исполнялись.

Современные законы относительно роскоши - скорее неписаные. Марк Цукерберг с женой.

Сейчас опыт такого ограничения потребления воспринимается как нечто устаревшее – существующие нормы скорее неписаные, как правила хорошего тона: миллиардеры нередко предпочитают простую одежду и недорогие автомобили, а вкладывать средства – в том числе и очень значительные – предпочитают в образование и в идеи, правда, относится это не ко всем богачам.

Говорят, что именно из стремления вырваться из-под гнета английских законов пираты прошлого внесли в свой образ некоторые изменения: вот какой из пиратских аксессуаров помогал договориться со стихией и обеспечивал достойные похороны.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится