Последние 13 лет своей жизни он провел в США, куда бежал из СССР, написав письмо американскому президенту. До этого его называли одним из лучших советских комиков, а после переезда заклеймили позором и иронизировали по поводу его успехов в американском кино. Однако большинству зрителей не было известно о том, что у него были основания не доверять советским властям, ведь детство он провел с клеймом сына врага народа, а потом так и не смог получить то, о чем так мечтал.
Клеймо сына врага народа
Его отец был молодым успешным адвокатом. Он переехал с женой из Украины в столицу после того, как его пригласили в Московскую коллегию адвокатов. Перед ним открывались блестящие перспективы, он был талантливым, честолюбивым и хватким. Наверное, в любое другое время это гарантировало бы ему стабильный доход, уважение и процветание, но в конце 1930-х гг. привело к полному краху.
Адвокат Виктор Крамаров был участником процессов против «врагов народа» и вместо того, чтобы смиренно выслушивать обвинительные речи прокурора и в финале робко просить о снисхождении, он ловко парировал каждый удар, приводил факты в пользу невиновности своих подзащитных и ставил под сомнение справедливость приговоров. Председатель коллегии дважды намекал ему на то, что не нужно так рьяно защищать тех, кто обречен понести наказание, но он не прислушался к советам. За что и поплатился.
После очередного пламенного выступления в суде в антисоветской деятельности и вредительстве обвинили уже самого адвоката, после чего его арестовали, выбили из него признательные показания и осудили на 8 лет лагерей. И в 1939 г. он отправился трудиться на лесоповале в одном из лагерей Алтайского края. Чтобы его семья не попала под каток репрессий, Крамаров развелся с женой, но ей с детьми еще долго пришлось жить с клеймом семьи врага народа. Соседи по коммуналке их сторонились, на улицах смотрели косо, семья жила впроголодь.
Во время войны семью эвакуировали на Урал, и в Москву они вернулись только в 1944 г. Отцу путь в столицу был закрыт, он жил сначала в Барнауле, потом в Бийске. А в 1950 г. его снова арестовали по ложному обвинению – за участие в меньшевистско-эсеровской организации – и на 5 лет выслали в Красноярский край. В Туруханске, где Крамаров поселился, он смог устроиться только дворником. Через год его нашли повешенным. До своей полной реабилитации он не дожил всего несколько лет…
Клеймо комического артиста
Детство и юность Савелия были очень тяжелыми. Когда ему было 16, отца арестовали во второй раз, а мать ушла из жизни после тяжелого заболевания. Заботы о подростке взял на себя брат матери, но по сути он был предоставлен сам себе. Главной отдушиной для него стал кинотеатр, куда его пропускала без билетов контролерша, соседка по коммуналке. В школьные годы он начал заниматься в драмкружке. Уже тогда он мечтал о серьезных драматических ролях, но таких ему не предлагали – ни одна девочка не хотела играть Джульетту в паре с таким нелепым Ромео. Одноклассники дразнили его «косым» и не воспринимали всерьез. А впоследствии так же к нему стали относиться и зрители.
Для сына врага народа путь в лучшие вузы страны был закрыт, и после школы Савелий поступил в Московский лесотехнический институт и получил специальность озеленителя, по которой проработал год. Но в студенческие годы его главным увлечением по-прежнему был театр, он посещал студию при Центральном доме работников искусств и рассылал свои фотографии по киностудиям. Только после 40 лет он окончил ГИТИС.
В 25 лет Крамаров сыграл свою первую роль в короткометражке, после чего на него обратили внимание режиссеры. Актер получал много предложений, но все они были однотипными – незадачливые, недалекие и нелепые комические персонажи, балбесы и хулиганы, которые выглядели еще комичнее на фоне положительных серьезных главных героев-красавцев. Но именно такие роли и принесли актеру всесоюзную популярность.
«Друг мой, Колька!», «Ход конем», «Город мастеров», «Неуловимые мстители», «12 стульев», «Джентльмены удачи», «Большая перемена», «Иван Васильевич меняет профессию», «Афоня», «Не может быть!», «Мимино» – эти киноработы принесли Савелию Крамарову славу одного из лучших советских комических артистов. Вот только он по-прежнему мечтал о больших драматических ролях.
Клеймо изменника Родины
Зрители его обожали, фильмы с его участием стали культовыми, его имя знала вся страна, но сам он не был доволен тем, как сложилась его творческая судьба. За кадром он совсем не был похож на своих персонажей, шумным компаниям предпочитал спокойные домашние вечера с книжкой в руках, вел здоровый образ жизни, увлекался йогой и вегетарианством и был намного серьезнее и глубже своих экранных героев.
Леонид Гайдай называл его одним из самых любимых своих артистов и позже сожалел о том, что так и не снял его в главной роли. А после того, как дядя актера эмигрировал в Израиль, он и вовсе попал в «черный список» и лишился даже эпизодических ролей. Ему заявили о том, что его игра «оглупляет» образ советского человека, а потому в его услугах больше не нуждаются.
Разуверившись в том, что на родине сможет в полной мере реализовать свой актерский потенциал и выйти за рамки сложившегося амплуа, Крамаров решил эмигрировать в США. Из страны его не выпускали – в этом случае нужно было бы изъять из эфирной сетки более 40 фильмов с его участием. И тогда актер пошел на отчаянный шаг: в 1981 г. он написал письмо самому президенту США Рональду Рейгану «как артист артисту» с просьбой помочь ему найти работу по специальности в Америке и перекинул конверт через забор американского посольства.
Это письмо несколько раз зачитали на радио «Голос Америки», оно стало достоянием общественности, и Крамарова пришлось выпустить из СССР. Он обосновался в Лос-Анджелесе и начал сниматься в американском кино. В 1983 г. актер получил роль в фильме «Москва на Гудзоне», где его партнером по съемочной площадке стал Робин Уильямс. На родине его успехов не только не оценили, но заклеймили позором и высмеяли в СМИ.
В «Литературной газете» опубликовали фельетон «Савелий в джинсах», где были такие строки: «В фильме мелькает бывший советский комик. На родине его звали Савелием. С безумным видом он мечется по экрану, отпуская трехэтажные непечатности. Ничего другого по части творческой свободы Савелий не получил. К главной роли его не подпустили. Савелий довольствуется воссозданием отнюдь не гамлетовского образа – уличного продавца сосисок. Не удивлюсь, если завтра действительно встречу Савелия на улице с тележкой. Это ещё будет для него большой удачей».
После этого на родине его считали изменником и предателем, и только ленивый не злорадствовал и не упражнялся в остроумии по поводу его голливудской карьеры. Конечно, ему не доставалось главных ролей, по американским меркам он жил скромно, но при этом снялся в 11 фильмах, вступил в Гильдию киноактеров и обзавелся собственным жильем.
Чтобы избавиться от штампа комического актера, Крамаров даже решился на операцию и устранил косоглазие, но при этом утратил свой неповторимый шарм, ту изюминку, которая отличала его от других актеров. К тому же он так и не смог избавиться от акцента, что мешало в США получать большие роли, о которых он мечтал. В 1995 г. в возрасте 60 лет Савелий Крамаров ушел из жизни из-за той же неизлечимой болезни, которая забрала у него мать.
В СССР у него остались не только миллионы поклонников, но и очень дорогой для него человек: Почему Савелий Крамаров потерял своего зрителя и любовь женщины, которую не мог забыть до конца дней.