Таинственный мир гейш: как жили самые загадочные соблазнительницы Японии
830
просмотров
Предлагаем погрузиться в таинственный мир Японии и узнать больше об одной из самых завораживающий женских профессий в истории.

Вокруг слова «гейша» витает множество загадок и тайн, ведь каждый хотя бы раз слышал об этом ремесле. Чем занимались гейши несколько веков назад, и что входило в их первостепенные обязанности? История этой древней японской профессии очень интересна, и далеко не так проста, как может показаться с первого взгляда.

Удивительно, но изначально гейшами называли вовсе не женщин, а мужчин. В XVII веке эту профессию представляли артисты традиционного японского театра, которые выступали в роли шутов («хокан» именно так и переводится с японского) — людей, которые развлекали гостей на многочисленных мероприятиях. Они рассказывали анекдоты, играли на барабанах и других музыкальных инструментах, создавали атмосферу веселья, и все ради того, чтобы богатые представители общества чувствовали себя беззаботно и комфортно, а главное — не скучали на приеме. 

Практика приглашения гейш на банкеты в традиционном японском стиле имела лишь положительные результаты, поэтому и отказываться от такого времяпровождения было совершенно бессмысленно. Стоит отметить: слово «гейша» с японского переводится как «человек искусства», что крайне важно для характеристики этой профессии. Искусство песни, танца и беседы — вот самые важные умения, присущие гейшам.

Первой гейшей-женщиной была Касэн Есиваре — куртизанка, которая, расплатившись с долгами, в 1761 году официально перешла в разряд гейш и сменила свой род деятельности. Это стало одной из причин, почему многие люди до сих пор путают сферу влияния гейш, приписывая им обязанности работниц секс-индустрии. Да, были девушки, которые доставляли удовольствие мужчинам физически, но их ни в коем случае нельзя было называть гейшами, ведь это звучало оскорбительно по отношению к настоящим представительницам уважаемой профессии. Так, в начале ХХ века в Японии работало около 80 тысяч гейш.

Окончательно ошибочное мнение сформировалось после Второй мировой войны. Американские солдаты называли гейш проститутками, несмотря на то, что японцы всегда относились к гейшам как к актрисам. Испорченный имидж крайне быстро распространился не только на территории нахождения войск. Истории о дамах, которые выглядят достаточно своеобразно и ведут себя подобающе, молниеносно проникли в зарубежную культуру и породили бесчисленное количество литературы и фильмов, история в которых не соответствовала действительности. Ведь гейши использовали не тело, а свои навыки, умения, аккуратные жесты и детали в образе, чтобы доставить удовольствие собеседнику.

Так как же на самом деле проходил процесс обучения и благодаря каким навыкам девушка могла получить звание гейши?

Процесс обучения, 1894 год

Процесс обучения был очень долог и сложен. Изначально девушки попадали в «Окия» (дом гейш) либо по собственному желанию, либо по стечению обстоятельств: родители из бедных слоев общества попросту продавали своих дочек, чтобы заработать деньги. Но такая практика не просуществовала слишком долго: был издан закон, запрещающий девушкам младше 15 лет и без аттестата о среднем образовании проходить обучение.

В детстве девушек называли «сикоми» (воспитанница), они занимались бытом и хозяйством, проще говоря, от полугода до двух лет работали служанками. Взрослея, они постепенно становились «минари» (наблюдатель за учителем) и проводили много времени с гейшами: сопровождали их на мероприятия, внимательно наблюдали за их поведением и происходящим, но ни в коем случае не участвовали в торжестве сами. Завершающим экзаменом этого этапа был танец «кемай» — если девушке удавалось выполнить все движения менее, чем за 3 попытки, то она могла продвинуться по «карьерной лестнице» и пройти церемонию инициации («мисэдаси»). Если же экзамен был провален, то обучение и путь в дом гейш закрывался перед минари навсегда.

Последний этап носил название «майко» (ученица гейш): для каждой девушки предназначалась своя наставница или «старшая сестра», которая и направляла ее в будущем. Естественно, чем статуснее, опытнее и мудрее была гейша, тем больше шансов появлялось и у юной ученицы. Как минимум, влиятельная женщина могла обеспечить младшую «сестру» состоятельными клиентами. При этом стоит помнить, что фиксированной длительности обучения не существовало: майко могла более 10 лет (и даже больше) познавать искусство танца, пения, игры на музыкальных инструментах, совмещая занятия с присутствием на званых ужинах и банкетах. Забавно, но одним из главных показателей успеха был еще и смех (обязательно застенчивый и вежливый), который подчеркивал изысканность и воспитанность будущей гейши.

Отличительной чертой гейш от майко был макияж. Почитаемые дамы и профессионалки не пользовались макияжем на постоянной основе. Белое лицо, яркие губы и акцентный макияж для глаз — совершенно неверная характеристика внешнего вида гейши. Гримом в большей степени пользовались майко, женщины с опытом оставляли такие «преображения» на исключительные и крайне важные церемонии, а после определенного возраста и вовсе не пользовались косметикой. В Японии считалось, что лишний раз подчеркивать красоту зрелой дамы уже не обязательно. Тем более, чем старше женщина, тем она мудрее, а это еще одно крайне важное преимущество. 

Тогда почему гейши «белили» свои лица? Объяснение достаточно простое: белый цвет кожи всегда был отличительной чертой благородного происхождения и признаком аристократизма, смуглыми же лица были у женщин, которые проводили много времени в поле и занимались хозяйством. И, конечно, яркие оттенки на глазах и губах делали черты лица более выразительными и притягательными.

Еще один удивительный факт — гейши чернили себе зубы (впрочем, так делали женщины и в Древней Руси. Такой обычай назывался «охагуро». Для этого в ход шли рисовый уксус, соки разных трав, паразитические образования на растениях, древесная смола, ржавые железные стержни или гвозди. Но этот эталон красоты не просуществовал долго: в 1870 бьюти-процедуру запретил сам император (скорее всего, из-за крайне неприятного запаха), ограничение касалось всех слоев общества.

Естественно, особое место в жизни гейши занимало кимоно. У знатных представительниц этой профессии насчитывалось больше 100 нарядов, ведь каждый из них тщательно подбирался в зависимости от цели мероприятия, места проведения, повода и, конечно, сезона (в Японии их 28 в году). Например, во время цветения сакуры необходимо одно кимоно, для праздничного торжества в честь именитого гостя — другое. То же касалось и аксессуаров: каждый элемент образа был тщательно подобран под случай, а по шпилькам, подвескам и гребням можно было определить статус и даже уровень дохода гейши. Кстати, настоящие гейши могли носить лишь один скромный гребень и элегантную шпильку, которые не выглядели слишком вызывающими. Со сборами женщинам помогали майко, а самым сложном при подготовке было завязывание пояса («оби»), ведь именно он отличал гейш от куртизанок. Завязать бант самой было невозможно, а развязать и подавно. Длина и способ завязки оби также указывали на статус, почитаемость и профессионализм.

Полноценно вступая на путь гейши, женщины полностью посвящали себя клиентам: их настроению, желаниям и удовольствию во время чаепития или любого другого мероприятия. Каждый вечер в большинстве случаев проходил по одному и тому же сценарию: одна гейша танцевала, вторая — пела, третья — играла на музыкальных инструментах. При этом каждая девушка следила за тем, не скучно ли гостям, и если это было так, то подсаживалась к определенному мужчине и развлекала его беседой. Все это протекало в естественном ключе и не вызывало чувство дискомфорта. Изысканный ужин и культура пития тоже входили в обязанности гейш, например, когда гостю стоило перейти на новый напиток или же сменить блюдо, женщина подсказывала ему это. В заключении вечера гейша вовлекали гостей в различные игры, например, «Камень, ножницы, бумага» (только на японский манер).

Большинство женщин, вступив на путь гейши, не сворачивали с него вплоть до старости, некоторые же покидали дома, заведя семью. Тогда они отправляли своим наставницам, старшим сестрам, ученицам и клиентам подарок — вареный рис в коробочке, как знак благодарности и добрых пожеланий не будущее.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится