Но всю жизнь рядом с балериной был еще один верный помощник, без которого она просто не мыслила своего существования. Мама, Евгения Дмитриевна, всю жизнь буквально водила ее за руку, а во время выступлений обязательно стояла за кулисами.
19 марта 1919 года в поезде, переполненным людьми, недалеко от Тюмени, грузинская аристократка Евгения Дмитриевна Хасидович родила дочь. Будучи потомком гордых князей Туманишвили, женщина пыталась сбежать из пылающей революционной России на восток и встретиться там со своим мужем, которого революция застала в Константинополе. Семья соединилась, когда дочери Тамаре исполнилось уже 1,5 годика. Хасидовичи навсегда покинули родную страну через Владивосток и, как оказалось, увезли с собой настоящее национальное достояние – маленькую Тамару, которую затем будут называть «Черной жемчужиной русского балета». Хотя, останься они в России, вряд ли в те тяжелые годы талант будущей звезды мог бы развиться по-настоящему.
Удивительно, но первое выступление балерины маленькая звезда увидела еще младенцем. Анна Павлова гастролировала как раз на Дальнем Востоке, и семья не пропустила такой возможности, несмотря на всю сложность ситуации. Хасидовичи летели по миру, как листок, оторванный от родной ветки: Шанхай, Каир, затем Париж – прибежище русских эмигрантов. Именно там мама начала водить маленькую Тамару на занятия балетом к знаменитому педагогу Ольге Преображенской. Бывшая прима Мариинского театра, Ольга Осиповна в Париже открыла студию «Мадам Прео». Вскоре сюда начали стекаться русские эмигранты. Евгения начала приводить пятилетнюю Тамару на занятия, и выяснилось, что у девочки невероятный талант: пластика, артистичность и уникальный природный баланс, который в дальнейшем восхитит весь мир и позволит ей делать на сцене просто невероятные вещи.
Но великие мастера сами по себе не появляются – за каждым талантом стоит женщина, которая когда-то водила будущую звезду на занятия, заботилась о ней, поддерживала… Евгения Дмитриевна очень быстро превратилась в настоящую «балетную мамочку». Приходила вместе с дочкой в зал, пока ждала – не теряла времени, шила ей пачки и новые костюмы, на выступлениях всегда стояла за кулисами, жестикулировала, поддерживала ребенка.
А ребенок между тем делал невероятные успехи: в 6 лет прошел ее детский дебют во дворце Трокадеро в Париже. Теперь уже Анна Павлова смотрела на эту девочку на сцене и оценила ее очень высоко. В 9 лет юная балерина участвует в балете «Веер Жанны» и приводит публику в восторг, о ней начинают писать: «Тамарочка Туманова — становится знаменитой балериной. Она делает какое-то невероятное рекордное количество „пируэтов“ и приглашена на несколько выступлений в Grande Opera в Париже» - публикует заметку о ней журнал «Иллюстрированная Россія». Мало кто знает, что то место на сцене, где Тамарочка будет делать свои «пируэты» перед каждым выступлением мамочка крестит крестным знамением, а после концерта «звездная девочка» ни на шаг не отходит от своей бдительной воспитательницы. Удивительно, но эта связь сохранится между ними на всю жизнь. Кажется, что знаменитая Туманова никогда не будет тяготиться этой чрезмерной заботой, постоянными советами… она просто не представляла себе жизни без верного помощника и единственной подруги.
Кстати, звучную фамилию Туманова – от измененных Туманишвили, придумала Ольга Преображенская. Ее птенец достаточно быстро вылетел из гнезда – удержать такой талант было сложно. Сначала ее заметил знаменитый хореограф Джордж Баланчин (тоже, кстати, грузинского происхождения). Он создал трио из невероятных девочек-балерин 13-15 лет. Новая антреприза «Русский балет Монте-Карло» стала настоящей сенсацией, юных звезд журналисты прозвали «бэби-балеринами». Никто из зрителей не догадывался в те годы, что хрупкая девочка, блистающая на сцене, фактически кормит свою семью, а для первой гастрольной поездки в Америку у нее даже нет теплой одежды. К счастью, шуба нашлась у знакомых, и «Русский балет Монте-Карло» исколесил за несколько лет пол мира: им аплодировали в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке. Матильда Кшесинская писала в мемуарах об этой труппе: «Я думаю, они обеспечат превосходство русского искусства еще на долгие годы».
Тамару Туманову ждал настоящий успех. «Черная жемчужина русского балета» завоевала все ведущие сцены мира: Парижскую Оперу, Ковент-Гарден, Ла Скала. Для нее специально ставили балеты Серж Лифарь, Леонид Мясин, Джордж Баланчин и Бронислава Нижинская. Она дружила с Александром Глазуновым, Сергеем Прокофьевым, Пабло Пикассо, Марком Шагалом и другими крупнейшими деятелями того времени. Многие увлекались ею не только как балериной, но и как женщиной – уникальная восточная красота и невероятный артистизм привели ее в конце концов к кинематографу. А мама все была рядом. В качестве костюмера, секретаря, гримера, организатора. «Мы сегодня не танцуем», «Мы едем туда-то» - пухлая и невысокая Евгения Дмитриевна постоянно говорила о них вместе, во множественном числе. «Мы вышли замуж», - сообщила она как-то знакомым в Нью-Йорке. К 1940-м семья уже переехала в Америку и обосновалась в Калифорнии. 10 лет продлился брак Тамары со сценаристом и продюсером Кейси Робинсоном. К его огромному дому в Голливуде даже пристроили огромный балетный зал для репетиций. Туманова делила все время между гастролями и съемками. Муж специально для нее написал несколько сценариев. В фильме «Поем сегодня вечером» Тамара сыграла очень важную для нее роль - своего ангела-хранителя Анны Павловой.
Ее брак скоро распался, однако карьера после войны, казалось, набирала обороты. В 1952 году Туманова получила «Гран-при Жизели» это означало, что ее признали «величайшей классической балериной Европы». Стареющая балерина продолжала очень успешно сниматься в Голливуде. Последним ее фильмом стала «Частная жизнь Шерлока Холмса» 1969 года. Хотя звезде было уже к 50-ти, Туманова продолжает собирать, даже не залы, а стадионы – именно так, – шумно и с оглушительным успехом, проходили ее гастроли в Латинской Америке.
Конец XX века принес маленькой семье, которая все это время держалась вместе, тяжелые испытания: отец Тамары умер, а мама в 80-х годах начала болеть и не могла уже, как раньше, постоянно сопровождать свою звезду. Поэтому следующие годы знаменитая балерина посвятила тому человеку, который отдал ей всю свою жизнь. Дом на Беверли Хиллз, множество домашних питомцев и две пожилые женщины – так мать и дочь встретили старость, которая у них тоже оказалась общей. Туманова смогла прожить без матери всего 7 лет. Она тяжело болела, у нее отказывали почки и постоянно требовался диализ. В 1996 году, когда из-за маленькой ранки на ноге началась гангрена, она отказалась делать операцию и ушла из жизни. Все знакомые, вспоминая эту женщину, почему-то говорят об одном – какой красивой она была, даже в последние дни.