Но, увы, подобная формула частенько дает сбои. Иначе бы мы получили конвейер по выпуску шедевров. Так что самый большой бюджет фильма в мире не делает его автоматически качественным и востребованным широкой публикой. Все-таки для признания ленты требуется нечто иное, а не просто кругленькая сумма на счете картины.
Глядя на современный кинематограф, многие зрители часто задаются вопросом: а у какого фильма самый большой бюджет и на что он был потрачен? Некоторые студии предпочитают скрывать точные финансовые данные от зрителя, но в целом общую картину представить все же можно.
Представляем вашему вниманию топ фильмов с самым большим бюджетом. Одни картины вошли в историю и запомнились на долгие годы. Другие же стали очередными дорогущими аттракционами, которые забываются через неделю-другую, а то и на следующий день. Все цифры ниже указаны с учетом инфляции.
1. «Пираты Карибского моря: На краю света» (2007)
Здесь мы имеем самый большой бюджет фильма в истории – 341 млн долларов. Картина принесла протагонисту Джонни Деппу фантастические 56 млн долларов. Ни один мужчина-актер ранее не получал такого гонорара.
Продюсеры не ошиблись, поставив такие немалые деньги на капитана Джека Воробья, потому как каноническая фигура блокбастеров принесла им около 960 млн долларов отдачи. Фильм с самым большим бюджетом получился действительно хорошим и заслужил свое почетное место в легендарной серии.
2. «Мстители-3: Война бесконечности» (2018)
Еще один самый дорогой фильм по бюджету в истории кино. На картину потрачено около 300 млн долларов. Естественно, что основная часть бюджета была направлена на гонорар известным актерам, коих здесь как никогда много.
Ничуть не меньше отдали за спецэффекты, которые здесь буквально на каждом шагу. Если судить по отзывам критиков, то фильм с самым большим бюджетом получился вполне достойным. Продолжение саги о супергероях пришлось по душе широкой публике, даже несмотря на такую неожиданную концовку ленты.
Самый дорогой фильм по бюджету полностью оправдал вложенные в него средства, собрав 2 млрд долларов в прокате. Такой отличной отдачей могут похвастаться единицы. Но для кинолент по вселенной «Марвел» это уже становится нормой.
3. «Титаник» (1997)
Для своего года это фильм с самым большим бюджетом – 294 млн долларов. Одно только строительство корабля обошлось в половину этой суммы. Но Джеймс Камерон не прогадал и создал настоящий шедевр, который многие пересматривают и по сей день.
С отдачей у фильма с самым большим бюджетом также все хорошо. За все время проката лента собрала больше 2 млрд долларов по всему миру, переплюнув предыдущего участника топа.
4. «Человек-паук-3: Враг в отражении» (2007)
Первая версия франшизы о человеке-пауке пришлась по душе зрителям всех возрастов и собрала немалую кассу. Особенно отличился третий фильм, в который было вложено 291 млн долларов. Впоследствии компания «Сони» приняла решение перезапустить франшизу и полностью поменяла актерский состав.
Новые киноленты получили далеко не самые лестные отзывы от критиков, потому как интерес к перезапуску проявили только подростки, а более взрослое поколение предпочитает пересматривать старые версии кинокомикса. Подтверждают это и кассовые сборы. «Враг в отражении» собрал без малого почти 900 млн долларов.
5. «Рапунцель: Запутанная история» (2010)
Бюджет анимированного фильма удивил всех. Один из самых дорогих мультиков обошелся Голливуду в 281 млн долларов. Такие затраты киноделы объясняют сложностью верстки. При производстве фильма приходилось объединять классические рисунки, сделанные от руки, с компьютерными технологиями.
Создатели хотели показать зрителям настроение классического диснеевского продукта в современных реалиях. И у них это получилось. По всему миру картина собрала почти 600 млн долларов, что для анимированного кино очень неплохой результат.
6. «Гарри Поттер и Принц-полукровка» (2009)
Со времен первого фильма франшизы эта кинолента отличилась самыми высокими сборами в Соединенных Штатах. Причем бюджет был увеличен ровно в два раза, где на «Принца-полукровку» потратили около 275 млн долларов.
Критики хорошо восприняли картину, так же как и зрители. Продолжение франшизы принесло создателям больше 900 млн долларов в прокате по всему миру.
7. «Водный мир» (1995)
Несмотря на то что фильм получился атмосферным, красивым и в целом качественным во многих отношениях, лента с треском провалилась в прокате. Выделенный на нее бюджет, а это порядка 271 млн долларов, она не отбила, собрав чуть больше 260 млн.
Своим провалом картина обязана пиратам, которые распространили копии задолго до премьеры не только по Северной Америке, но и по всему миру. Причем версия была, как оказалось, с альтернативной концовкой. В то время как премьера была с другим финалом.
8. «Пираты Карибского моря-2» (2006)
Картина отличилась идеальным стартом для индустрии на тот момент, собрав за первый уик-энд почти 140 млн долларов. Но и бюджет ленты заметно вырос в сравнении с первым фильмом франшизы. Продюсеры вложили в картину около 262 млн долларов.
Приличный бюджет объяснялся огромным количеством спецэффектов. За два с половиной часа экранного времени сложных планов было более 600. Вложенные деньги окупились с лихвой. За время проката картина собрала больше 1,6 млрд долларов.
9. «Аватар» (2009)
Наверняка многие ожидали увидеть эту картину на первом месте. Колоссальное количество спецэффектов и внушительный актерский состав обошлись Джеймсу Кэмерону в 261 млн долларов. Но если сюда добавить рекламу и продвижение проекта, то цифра приблизится к 500 миллионам.
Легендарному кинодеятелю удалось выпустить очередной шедевр, который был принят и критиками, и широкой публикой на ура. Лента собрала в прокате по всему миру рекордные 2,8 миллиарда долларов. Такой успех не смогла повторить ни одна картина.
Забегая вперед, стоит заметить, что на продолжение «Аватара» Джеймс Кэмерон заложил бюджет почти в миллиард долларов.
10. «Хоббит: Нежданное путешествие» (2012)
Никто и не предполагал, что взросшая на тонюсенькой книжке трилогия станет эпичной сагой и обойдется киноделам почти в два раза дороже, чем «Властелин колец». Бюджет «Нежданного путешествия» составил порядка 260 млн долларов.
Одной из ощутимых статей расходов на фильм стала съемка ленты в 3Д-формате. Питер Джексон постарался на славу и угадал практически во всем, начиная от актерского состава и заканчивая студией по спецэффектам. В итоге картина собрала в прокате больше 1 млрд долларов.
11. «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)
Это третий по счету фильм, сделанный по киновселенной «DC-комикс» о легендарном Бэтмене. Режиссер не пошел по проторенному и ошибочному пути многих киноделов, где интерес к трилогиям угасал с каждой последующей лентой.
После того как вторая часть саги о супергерое в 2008 году собрала в прокате почти миллиард долларов, многие поняли, что третий фильм ждет аналогичный успех. В итоге потраченные на ленту 259 млн долларов окупились четырехкратно, принеся в кассу также больше миллиарда.
12. «Джон Картер» (2012)
После выхода фильма и нескольких недель проката компания «Дисней» разослала официальный пресс-релиз, где указала на значительные убытки. Бюджет киноленты составил порядка 259 млн долларов, и это без учета продвижения, где по скромным меркам потрачена сумма в 100 млн. В то время как в прокате фильм собрал чуть больше 250 млн.
Кинолента получилась атмосферной и красивой, но критики обрушили шквал негативных отзывов по поводу выбора актеров на главные роли. К тому же сценаристы почти полностью переписали характеры многих ключевых персонажей. А придирчивые зрители сравнивали фильм именно с книжным произведением, по которому и снималось кино.
13. «Терминатор-3: Восстание машин» (2003)
После начала съемок создатели хотели уложиться в 170-180 миллионов долларов, но, видимо, вошли в раж и потратили без малого 257 млн. Так что третью часть франшизы можно назвать самой дорогой. Также стоит заметить, что немалую часть денег на пополнение бюджета выделил сам Арнольд Шварценеггер.
Дело в том, что «железному Арни» было очень важно, чтобы съемки ленты проходили в Ванкувере, а не в более благоприятном для киноиндустрии Лос-Анджелесе. Фильм получился под стать двум первым частям, хотя, судя по отзывам критиков, он и не дотянул до выставленной ранее планки. Тем не менее картина собрала в мировом прокате больше 430 млн долларов, окупив вложенные средства.
14. «Кинг-Конг» (2005)
На самую первую экранизацию, вышедшую в 1933 году, потратили около 670 тысяч долларов. Но фильм 2005 года режиссировал Питер Джексон, попросивший за свои услуги уже 20 миллионов. Да и Наоми Уоттс была в самом разгаре своей карьеры и также потребовала немаленький гонорар.
Сюда же можно добавить многочисленные спецэффекты, и в итоге бюджет картины вырос до 254 млн долларов. Картина получила не самые хорошие отзывы, но в целом была принята широкой публикой и собрала в мировом прокате около 420 млн, полностью окупив затраты на производство.
15. «Мстители: Эра Альтрона» (2015)
Здесь, так же как и в случае с последним фильмом франшизы, мы имеем звезд первой величины. Так что добрая половина бюджета, а это 251 млн долларов, ушла на гонорары актерам. Роберт Дауни-младший запросил без малого 40 млн, а Скарлетт Йоханссон – 20 млн, став самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда, подвинув Анджелину Джоли на миллион (19 млн за фильм «Турист»).
Интересно, что меньше всего заплатили «Халку». Марку Руффало пришлось довольствоваться «скромным» гонораром в 2,8 млн. Продюсеры аргументировали это тем, что большую часть экранного времени занимает именно рисованный персонаж киновселенной, а не сам актер.
Картина успешно прошла в прокате и собрала по всему миру почти 1,5 млрд долларов, что полностью окупило вложенные в нее и в маститый актерский состав средства.
16. «Утомленные солнцем-2: Цитадель» (2011)
В заключение, перепрыгивая через многие голливудские киноленты, можно отметить творчество отечественных киноделов. Бюджеты российских фильмов, естественно, куда скромнее, чем американских, но все же упомянуть о них стоит.
В 2011 году Никита Михалков снял продолжение ленты «Утомленные солнцем». На съемки пригласили, можно сказать, лучших отечественных актеров. И в итоге мы получили самый большой бюджет для российского фильма – 45 млн долларов.
Заявленную маркетологами эпичность киноленты можно сравнить только с эпичностью ее кассового провала. «Цитадель» собрала в прокате всего 1,5 млн долларов, что в тридцать раз меньше выделенного бюджета.