Ада Войцик была коренной москвичкой. Она родилась в 1905 г. в простой семье, далекой от мира искусства, – ее мать занималась домашним хозяйством, а отец был кузнецом на заводе. У Ады были польские корни, ее настоящие имя и фамилия – Адрианна Вуйцик. Мечта стать актрисой появилась у нее еще в детстве, и после школы она поступила во ВГИК, который тогда назывался Государственным техникумом кинематографии.
Еще будучи студенткой, Ада Войцик дебютировала в кино. Это были немые фильмы «Будьте, как мы» и «Ценою тысяч». Свою первую главную роль она получила в 20 лет, и в том же году сыграла еще одну главную роль, девушки-снайпера Марютки, в фильме «Сорок первый», который принес ей широкую популярность. Этот фильм пользовался таким успехом, что через 30 лет сняли еще одну его версию с Изольдой Извицкой в главной роли. А в 1920-х гг. «Сорок первый» стал путевкой в большое кино для Ады Войцик. После этого она начала получать много новых предложений от режиссеров.
В конце 1920-х – начале 1930-х гг. Ада Войцик стала одной из самых востребованных и популярных советских актрис. Однажды на съемочной площадке она познакомилась с молодым режиссером Иваном Пырьевым, который был старше нее на 4 года. Его сложно было назвать привлекательным, но он обладал такой харизмой, что без труда покорил сердце девушки. Вскоре они поженились, в 1931 г. у пары родился сын Эрик.
Позже часто можно было услышать, что звезду Ады Войцик зажег Иван Пырьев, но на самом деле это было не так – она прославилась еще до знакомства со своим мужем. Но, конечно, нельзя отрицать того, что брак с режиссером в значительной мере повлиял на ее дальнейшую карьеру. Ада стала не только женой, но и музой Пырьева, которую он снимал в своих фильмах. Правда, таких фильмов было всего два, и они не пользовались успехом ни у зрителей, ни у критиков. Более того, «Партийный билет» настолько не понравился партийному руководству – антигерой, по их мнению, получился слишком обаятельным и вызывал симпатии у зрителей – что в результате Ивана Пырьева уволили с «Мосфильма».
Неудачи в профессиональной сфере повлияли и на отношения в семье. Из-за творческого кризиса Пырьев стал раздражительным и замкнутым, а его жена не знала, как его поддержать и чем помочь. Они начали отдаляться друг от друга, и даже общий ребенок не помог им сохранить семью. А вскоре у режиссера появилась новая муза, которая не только вывела его из творческого застоя, но и подняла на новые вершины. Молодая актриса Марина Ладынина дарила ему вдохновение и оказывала ту моральную поддержку, которой он не находил в семье. Буквально не следующий день после знакомства режиссер признался ей в любви, а вскоре предложил руку и сердце, хотя на тот момент еще был женат. Какое-то время Иван Пырьев разрывался между чувствами к своей новой избраннице и к жене, но в итоге все же принял решение уйти из семьи.
Для Ады Войцик это стало большим потрясением. В 1937 г. они развелись, и актриса впала в тяжелую депрессию. Она винила во всем Марину Ладынину, считая, что сделала все возможное для того, чтобы сохранить семью. По ее словам, она понимала и поддерживала мужа, но он это попросту не замечал и не ценил, увлекшись молодой актрисой. Ада Войцик до последнего надеялась на то, что супруг одумается и останется в семье, а когда он ушел, едва не лишилась рассудка и предприняла попытку покончить с собой. К счастью, ее удалось спасти. В отчаянии она предрекла сопернице такую же судьбу: Ада заявила, что рано или поздно Пырьев поступит с ней так же и бросит ее с ребенком ради другой женщины.
Марина Ладынина стала второй женой режиссера, в 1938 г. у них родился сын Андрей. Их брак оказался не только счастливым семейным союзом, но и очень успешным творческим тандемом: Иван Пырьев снимал жену во всех своих новых киноработах, превратив ее в звезду первой величины. Об этой паре тогда шутили: «11 лауреатов в одной постели – угадайте, кто?» Ладынина 5 раз становилась обладательницей Государственной премии СССР, Пырьев ее получал 6 раз. Фильмы «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» имели грандиозный успех и стали творческой вершиной и для режиссера, и для актрисы. Но в конце концов Пырьев поступил с Ладыниной точно так же, как с первой женой, и пророчество Ады Войцик сбылось: он оставил ее ради молодой актрисы Людмилы Марченко.
Ада Войцик после развода с мужем долгое время не могла выйти из депрессии. Пауза в ее кинокарьере затянулась на несколько лет, и только в начале 1940-х гг. она вновь смогла вернуться на экраны. И хотя ей досталась роль второго плана в фильме «Мечта», ее героиня, оказавшаяся на грани нервного срыва, была настолько близка актрисе, что помогла ей пережить личную драму. После этого Ада много снималась, но главных ролей среди этих работ уже не было.
Замуж больше актриса не выходила – она очень тяжело переживала предательство супруга и больше не могла доверять мужчинам. Ее единственной отрадой стал сын Эрик. После окончания школы он решил пойти по стопам своего отца и стать режиссером. Однако добиться заметных успехов на этом поприще ему так и не удалось. Его постоянно сравнивали с отцом и разносили его работы в пух и прах. С детства у него были проблемы с сердцем, и с годами они начали прогрессировать. В 1968 г. ушел из жизни Иван Пырьев, а спустя 2 года не стало и его сына Эрика.
Ада Войцик пережила и своего бывшего мужа, и сына. Но последние 12 лет превратились для нее в пытку: после ухода сына она потеряла смысл в жизни, замкнулась в себе, перестала сниматься в кино и практически ни с кем не общалась. В 1982 г. Ада Войцик ушла из жизни в возрасте 77 лет. К тому моменту ее имя давно забыли даже самые преданные поклонники…
После расставания с Иваном Пырьевым ее звезда тоже угасла: Обратная сторона славы Марины Ладыниной.