Режиссером фильма стал Георгий Юнгвальд-Хилькевич, известный своими экранизациями произведений Дюма («Д’Артаньян и три мушкетера», «Мушкетеры двадцать лет спустя»). Как и эти работы, «Узник замка Иф» был довольно далек от оригинального литературного произведения. Над сценарием Юнгвальд-Хилькевич работал вместе с Марком Захаровым, и оба изначально в главной роли видели исключительно Михаила Боярского. Но актер отказался от роли – она показалась ему недостаточно интересной. В итоге его все-таки уговорили сняться в этом фильме, но в образе Фернана Мондего.
В результате главная роль досталась Виктору Авилову – театральному актеру, который начал сниматься в кино всего за год до этого. Он был удивлен тем, что ему предложили такую роль – графа Монте-Кристо играли исключительно красавцы, а сам он себя таким не считал, хоть и оказывал на женщин магнетическое влияние. Но режиссер убедил его в том, что он – лучшая кандидатура: по его мнению, эту роль должен был играть человек с огромной внутренней силой, по одному взгляду которого зрители поймут, сколько ему довелось вынести испытаний и насколько он одержим жаждой мести. И для Авилова эта роль стала визитной карточкой!
Режиссер рассказывал: «Внешность Авилова производила убийственное впечатление на женщин – они влюблялись в него толпами. В этом я убедился впоследствии, когда во время съемок почти вся женская часть нашей группы – кто тайно, а кто и явно – вздыхала по Вите. И при такой внешности у Авилова было мужское обаяние, могучая внутренняя сила, ослепительная улыбка... Будучи великолепным рассказчиком, в любой компании он тут же становился ее душой. Встречу с ним, даже если она случилась только раз, уже невозможно было забыть». К сожалению, актер сыграл немного ролей в кино – в 2004 г. у него обнаружили рак желудка последней стадии, и врачи не смогли его спасти.
Преждевременно ушел из жизни и актер Евгений Дворжецкий, сыгравший Эдмона Дантеса в молодости. В 39 лет он погиб в автокатастрофе. Юнгвальд-Хилькевич говорил по этому поводу: «Видимо, сама роль Монте-Кристо несла в себе какое-то мистическое начало... Ведь Эдмон Дантес, выйдя из тюрьмы, по сути дела, берет на себя функции, которые испокон веку принадлежали Господу Богу, – судит, казнит и милует. Но человек не имеет на это никакого права. Получается, что за ошибку, совершенную Дантесом, расплачиваться пришлось исполнителям его роли».
Роль Мерседес стала дебютной для актрисы Анны Самохиной. Она определила и ее дальнейшую успешную кинокарьеру – ведь до этого она лишилась ролей в театре из-за того, что ушла в декретный отпуск, и пауза в ее творческой жизни затянулась. Актрису на главную женскую роль искали по всей стране, и никто не ожидал, что ее найдут в Ростове-на-Дону, где она играла в Театре юного зрителя, пока не ушла в декрет. Ее разыскали в театральном общежитии, где она жила с мужем и дочерью. Актриса не была готова к встрече, и ее застали врасплох, у плиты на общей кухне, в простеньком халатике, без прически и макияжа. Чтобы убедить гостей в том, что она – именно та, кого они ищут, она дала им свои фотографии «при полном параде», и на следующий день ее пригласили на съемки.
Этот фильм стал одним из самых богатых по своей съемочной географии – работали в Одессе, Крыму, Ленинграде, Риге, Таллине и даже в Италии и во Франции, где снимали настоящий замок Иф. Возле него Виктору Авилову пришлось плавать в ледяной воде, да еще и ночью. Актер рассказывал: «Ноябрь, холодина, ночь, темно… Моряки-французы стоят на палубе и смотрят на меня, как на идиота. А я в одежде в воду плюх! Операторы командуют: «Витя, отплывай!» На море – тьма полная. Отплываю. «Разворачивайся! Пошел на нас!» Туда проплыл – обратно проплыл. «Витя… Мы сейчас поменяем кассету. Еще дубль!».