Первые шаги
Ефанов являлся выходцем из семьи крестьян, ставших мещанами после переезда в губернский город. Когда Василий учился в художественном техникуме, он делал большие успехи. Обучение он продолжил в Москве, на курсах Кардовского. После их окончания в 1926 году была работа в журналах, например, в "Пионере", а также в театре в качестве художника-оформителя. До того как найти собственный стиль, Василий Прокофьевич написал картину "Перекоп".
Будучи членом ассоциации революционных художников, он принял участие в выставке, посвященной пятнадцатилетию Красной Армии. Там он представил картину под названием "Ликвидация антоновщины". Ее сюжет - это подавление восстания крестьян. Ее написание - проявление тонкого политического чутья.
Соавтор знаменитой диорамы
Ефанов после этого был замечен, его пригласили в художественный коллектив, работавший над созданием "Штурма Перекопа", диорамы, инициированной Ворошиловым.
Это масштабное полотно - посвящение переходу красноармейцев через Сиваш и последовавшему за этим прорыву в Крым. Это завершающая битва в Гражданской войне. Данной работе придавалось большое значение, носившее идеологический характер. Поэтому в бригаде, работающей над изображением штурма Перекопа, собралась ударная команда, состоявшая из лучших художников Советского Союза.
Во главе диорамной бригады стоял Борис Иогансон, а руководителем панорамной был Георгий Савицкий, в числе помощников которого находился Василий Ефанов. Генерал Дмитрий Карбышев, участвовавший в штурме Перекопа, был консультантом, назначенным Управлением Красной Армии.
Это произведение стало уникальным объектом не только в сфере изобразительного искусства, но и в области пропаганды. Оно еще не является созданным в стиле соцреализма, а отражает традиции русской реалистической школы. Однако социалистического здесь нет ничего. Наверное, Ефанов стал первым из живописцев, составившим верный рецепт социалистического реализма.
Новый стиль
Среди первых картин Василия Ефанова, написанных в новом стиле, который позднее назовут "аплодисментным реализмом", было яркое полотно с таким длинным названием, как "Встреча слушателей Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского с артистами театра им. К.С. Станиславского".
На нем рядом изображены героические летчики и замечательные русские артисты, классики русского театра. Является ли эта встреча реальной, не известно. Но, впрочем, это не важно. В Стране Советов она обязательно должна была состояться. Столь незабываемая встреча возможна лишь здесь.
Предвосхищение поп-арта
Самой знаменитой работой Ефанова является картина под названием "Незабываемая встреча". Можно без преувеличения назвать ее шедевром социалистического реализма, иллюстрирующим социалистическую действительность. На нем изображена встреча вождя народов Иосифа Сталина с женами руководителей, которые ведут себя очень скромно, словно невидимки. Здесь присутствует и супруга Ильича.
По мнению критиков, созданием этого полотна Василием Ефановым были предвосхищены идеи поп-арта, и Энди Уорхола в частности. Большая и яркая картина рисовалась по черно-белым фотографиям из газет. Он просто представил эту встречу и перенес ее на полотно. В отличие от знаменитого американского художника, практиковавшего шелкографию, Василий Прокофьевич использовал кисть, тщательно выписывая на лицах каждую жилку.
И если в США доминирующим был доллар, то в Союзе это была советская власть. И Ефанов изображал важнейшие символы эпохи в духе модернистских концепций. Это и Ленин вместе с пролетарским писателем Горьким в Горках, и Иосиф Сталин рядом с постелью больного Максима Горького.
Выставка в Нью-Йорке
В 1938 году Ефанову поступает грандиозный заказ. Речь идет о выставке в Нью-Йорке, где нужно расписать павильон СССР. Так возникает монументальное произведение "Лучшие люди Страны Советов". После закрытия выставки полотно с триумфом путешествовало по всему миру. Демонстрировать свои достижения было в традициях советской власти.
Хотя Ефанова и рассматривали как "придворного" художника, он был весьма талантливым и тонким живописцем. Его работы имеют высочайший уровень, он создал самую представительную в истории советского искусства портретную галерею.
Портреты в окопах
К началу войны художник был уже успешен и знаменит, его уже наградили первой из его Сталинских премий. В 1941 году, осенью, он приехал в Куйбышев. На малой родине он живет и работает около года, пишет портрет своей матери. Но главное поле его деятельности - это фронт. Недолго оставаясь в тылу, он отправляется вместе с другими художниками на передовую.
В 1942 году он делает серию рисунков, посвященных обороне Сталинграда, находясь под огнем. К этому времени относится и его автопортрет. Василию Ефанову было не свойственно отсиживаться в тылу. Хотя портреты воинов можно было писать и по фотографиям, Василий Прокофьевич направлялся туда, где кипели бои, и рядом с бойцами, в окопах, рискуя жизнью, рисовал их портреты.
Четырежды Сталинский лауреат
В послевоенные годы Ефанов станет лауреатом еще трех Сталинских премий. Он продолжит работать над талантливыми портретами, прекрасными пейзажами, сценографией и графикой. Понять, на каком высоком уровне находится мастерство Ефанова-портретиста, можно, рассмотрев портрет Галины Вишневской в молодые годы, созданный в 1963-м.
Василий Прокофьевич Ефанов является прославленным художником, солдатом Победы, творцом большого советского стиля.