Василий Суриков: быть классиком русской исторической живописи
613
просмотров
Кисти Василия Сурикова принадлежат одни из самых известных картин: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».

Потомственный казак

Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в Красноярске в семье потомственных казаков. Художник особенно гордился своей родословной: его предки в конце XVI века под предводительством атамана Ермака участвовали в покорении Сибири. В одном из писем младшему брату Суриков сказал: «Казаки мы с тобой благородные — родовые, а не лакеи. Меня эта мысль всегда укрепляет».

И.Е. Репин. Портрет В. И. Сурикова, 1877 год.

Суриков довольно рано начал проявлять интерес к рисованию. В четырехлетнем возрасте он взялся расписывать стулья в доме отца, за что был наказан. В шесть лет он создал свою первую картину — портрет Петра I, правда, написанный обычной синькой и давленой бузиной.

Путь художника

Впервые с техникой рисования Суриков познакомился в Красноярском уездном училище. Он окончил его с отличием в 13 лет и сразу после этого поступил в гимназию. Правда, через некоторое время Сурикову пришлось оставить ее — после смерти отца у семьи возникли серьезные материальные затруднения. Будущий художник был вынужден устроиться на службу в канцелярию Енисейского губернского управления.

Из-за невозможности продолжить обучение живописи Суриков еще долго пребывал в глубоком отчаянии. Но все решил случай. Узнав о проблеме Сурикова, енисейский губернатор П. Н. Замятнин захотел помочь талантливому юноше поступить в Академию художеств. Именно с его подачи сибирский золотопромышленник П. И. Кузнецов спонсировал поездку Сурикова в Петербург.

Будущий художник с треском провалился на вступительных экзаменах — он совсем не умел рисовать с гипса. Однако чуть позднее, во многом благодаря усердным занятиям в школе Общества поощрения художников, ему все же удалось поступить в Академию. В 1869 году Суриков был зачислен туда качестве вольнослушателя, и вскоре его определили в класс к известному художнику и педагогу Павлу Чистякову.

Первой самостоятельной работой, выполненной Суриковым в Академии, стала картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге».

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», 1870 год.

Суриков делал большие успехи, и за шесть лет обучения руководство Академии неоднократно поощряло его премиями. Тем не менее после окончания обучения художник так и не был удостоен большой золотой медали, поскольку комиссия сочла изображение апостола Павла в его исполнении недостаточно каноничным. Несмотря на это, после получения в 1875 году диплома классного художника I степени руководство намеревалось в виде исключения отправить Сурикова за границу. Однако сам он позднее отказался от этой поездки из принципиальных соображений.

Переезд в Москву

В 1877 году Суриков получает заказ на создание фресок «Четыре Вселенских собора» в храме Христа Спасителя в Москве. Во время работы над ними художник всем сердцем полюбил город и решил переехать в Первопрестольную.

«Первый Вселенский Никейский собой», 1876 год.

 Именно в Москве у Сурикова зародился замысел его наиболее известных исторических полотен: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Берёзове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887). Картины художника многократно демонстрировались на выставках Товарищества передвижников, в состав которого он вошел в 1881 году.

«Утро стрелецкой казни», 1881 год.
«Меншиков в Берёзове», 1883 год.

Обращение к корням

В 1888 умирает любимая жена Сурикова Елизавета Шаре. Художник очень болезненно переживал ее смерть. Немного позднее он вместе с детьми уезжает в Красноярск и некоторое время путешествует по Сибири, изучая культуру и быт местных народов. Во время этой поездки художник работает над картиной «Взятие снежного городка» (1891). Позднее Суриков еще не раз посетит родные края в поисках подходящей натуры для своих картин «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899) и «Степан Разин» (1910).

В 1893 году художник был удостоен звания академика. К этому моменту за ним уже прочно закрепилась репутация выдающегося мастера исторической живописи.

«Взятие снежного городка», 1891 год.
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», 1895 год.

Постепенно передвижничество изживало себя, и Суриков покинул Товарищество. В 1907 году он стал членом выставочного объединения «Союз русских художников», в ряды которого в свое время также вступили выдающиеся передвижники В. М. Васнецов и В. Д. Поленов.

В последние годы жизни Суриков активно путешествовал и работал над историческими картинами и пейзажами, ходатайствовал об открытии школы рисования в Красноярске.

6 марта 1916 года художник умер в Москве от болезни сердца.

Наследие Сурикова

Несмотря на то, что творческое наследия художника относительно невелико, он все же оставил заметный след в истории русского искусства. Современники часто критиковали Сурикова за многофигурность и перегруженность композиции, а некоторые даже презрительно называли его картины «парчовыми коврами».

Тем не менее многие ценили его за правдивое и проникновенное изображение истории и за отход от давно устаревших канонов Академии художеств. Так, Александр Бенуа, один из самых авторитетных художественных критиков того времени, писал: «Значение Сурикова как живописца очень велико, так как он рядом с Репиным еще в 1880-х годах выступил против запуганного раболепства перед школой».

Сегодня имя Сурикова носит один ведущих художественных вузов России — Московский государственный академический художественный институт (МГАХИ).

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится