Веризм: реалистическая живопись итальянских художников, возникший в период борьбы за объединение страны
684
просмотров
Как стиль веризм связан с борьбой за объединение Италии.

Веризм (от итальянского vero — «истинный, правдивый») — направление в итальянском искусстве второй половины XIX века, для которого характерно максимально правдоподобное изображение действительности. Веризм был популярным течением в живописи, литературе и музыке в Италии в период борьбы за объединение страны и подъема национально-освободительного движения.

Веризм. Телемако Сеньйорини. Картина «Лейт», 1881

Веризм, по своей сути, является региональной ветвью реализма — глобального стиля в искусстве, широко распространенного в Европе в то время. В процессе поиска новых художественных методов реалистическое движение в живописи впоследствии разделилось на два отдельных направления — импрессионизм и натурализм.

Веризм. Адриано Чечони. Картина «Интерьер с фигурой», 1868

Особенности веризма

Веризм возник на волне неприятия небольшой группой итальянских художников академичных взглядов в живописи. Главной идеей сторонников нового течения было желание оживить искусство, сделать его действенным инструментом для отображения распространенных социально-психологических конфликтов в обществе.

Веризм. Винченцо Кабьянка. Картина «Прогулка», 1867

К основным особенностям веризма относятся:

  • Свободная манера сочетания ярких цветовых пятен.
  • Акцент в творчестве на остросоциальной злободневной тематике.
  • Лаконизм художественной композиции.
  • Отчетливо различимая связь произведений с современностью.
Веризм. Вито Д'Анкона. Картина «Обнаженная», 1873

Чаще всего героями произведений веристов становились борцы за независимость Родины и простые жители. Последователи веризма в своем творчестве постоянно обращались к тематике освободительной войны итальянского народа, а также к бытовому и пейзажному жанрам.

Веризм. Джованни Фаттори. Картина «Кавалерийская атака в Монтебелло», 1862

На формирование идей веризма значительное влияние оказало творчество представителей барбизонской школы. А идеалами мастерства для молодых художников были творения великих гениев прошлых эпох — Рембрандта (Rembrandt), Караваджо (Caravaggio) и Тинторетто (Tintoretto).

Веризм. Джузеппе Аббати. Картина «Молочник из Пьяджентины», 1863

История веризма

История веризма не отличается большой продолжительностью. Это течение возникло в конце 1850-х годов во Флоренции. Большинство его сторонников были активными участниками итальянской буржуазно-демократической революции 1848 года, которая закончилась поражением восставших масс.

Веризм. Кристиано Банти. Картина «Портрет Алаиде Банти в саду», 1870

В ту пору Италия оставалась раздробленной, а большая часть ее территории находилась под властью Австрии. После подавления революции наступил период жесткой реакции, который впоследствии привел к бурному росту национально-освободительного движения под руководством Гарибальди (Giuseppe Garibaldi). Борьба итальянцев за независимость в итоге увенчалась успехом — в июне 1871 года Рим стал столицей объединенного королевства.

Веризм. Одоардо Боррани. Картина «Свидание в галерее Уффици», 1870

Местом возникновения веризма по праву считается Caffè Michelangiolo во Флоренции. Здесь в течение нескольких лет постоянно собиралась для дискуссий на тему искусства и политики группа молодых итальянских художников, которые и стали основоположниками нового направления живописи. Самыми известными среди них были:

  • Джузеппе Аббати (Giuseppe Abbati);
  • Кристиано Банти (Cristiano Banti);
  • Одоардо Боррани (Odoardo Borrani);
  • Винченцо Кабьянка (Vincenzo Cabianca);
  • Адриано Чечони (Adriano Cecioni);
  • Вито Д'Анкона (Vito D'Ancona);
  • Серафино де Тиволи (Serafino De Tivoli);
  • Джованни Фаттори (Giovanni Fattori);
  • Рафаэлло Сернези (Raffaello Sernesi);
  • Сильвестро Лега (Silvestro Lega);
  • Телемако Синьорини (Telemaco Signorini).
Веризм. Рафаэлло Сернези. Картина «Похитители инжира», 1860

Все участники группы были объединены идеей отказа от академических условностей итальянской живописи того времени. Они первыми в европейском искусстве (за несколько лет до зарождения импрессионизма во Франции) начали создавать свои произведения на открытом воздухе — на пленэре, чтобы запечатлеть на картинах естественные цвета и тени.

Веризм. Серафино де Тиволи. Картина «Выпас», 1859

Неизвестный корреспондент издания Gazzetta del Popolo придумал высмеивающее название группе — Macchiaioli (от итальянского macchia — «пятно»), которое быстро прижилось. Именно участники «Маккьяйоли» и стали основоположниками веризма.

Веризм. Сильвестро Лега. Картина «Мандзини умирает», 1873

Идеи молодых художников критики приняли враждебно, в итальянских газетах появились разгромные публикации, в которых высмеивались работы последователей веризма. Несмотря на это, большинство участников группы оставались верными своим убеждениям в течение нескольких последующих десятилетий.

Веризм. Сильвестро Лега. Картина «После еды (Беседка)», 1868

К сожалению, новаторская манера живописи не принесла широкой известности сторонникам веризма. Многие из них до конца жизни испытывали острую нехватку денег и умерли в нищете.

Веризм. Телемако Сеньйорини. Картина «Буксирный трос в Le Cascine во Флоренции», 1864

К концу XIX века в европейском искусстве на смену реалистической живописи пришли новые революционные стили и движения. Наступили эпохи Модернизма и Авангардизма, а веризм стал частью истории мировой культуры. Большинство работ его последователей сегодня находятся в музеях и частных коллекциях на территории Италии.

Веризм. Телемако Сеньйорини. Картина «Комната для душевнобольных в больнице Сан-Бонифачо во Флоренции», 1865

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится