Актриса Вия Артмане всегда старалась быть похожей на своих героинь: поступать по совести, благородно, душу держать в чистоте. Эти принципы помогли ей в жизни — судьба актрисе выпала нелегкая.
Пастушка
В любой ситуации Вия выглядела и держалась, как королева. И это было так органично, что казалось — у этой девушки в предках одни аристократы. На самом деле она родилась в простой крестьянской семье, ее мама была красивая полячка Анна, отец — прибалтийский немец. Фрицу было всего 19 лет, когда он погиб: доставал из колодца ведро с водой, и на него рухнул тяжеленный навес. До рождения дочки он не дожил четыре месяца. Анна больше не вышла замуж, справлялась сама. Жили они с дочкой бедно, и девочке с десяти лет пришлось работать, пасти деревенское стадо. Потом перебрались в Ригу, Анна работала там уборщицей, дочка ей помогала.
Но когда Вия пасла коров или мыла пол, она уже знала, что станет актрисой.
В Риге она поступила в театральную студию при Художественном академической театре имени Яниса Райниса, потом ее приняли в труппу театра. Началась совсем другая жизнь. Она переиграла всех классических героинь, а в 1956 году сыграла в своем первом фильме «После шторма».
Ревнивый муж
В любви Вии не то, чтобы не везло — она и правда была сосредоточена на работе. Сбывалась ее мечта, тут было не до поклонников. Красивая строгая девушка приглянулась женатому актеру Артуру Димитерсу. У него была репутация непостоянного ловеласа, но от Вии он просто потерял голову. Арутур отказывался принимать отказы, караулил Вию у подъезда, подбрасывал любовные записки, говорил разные красивые слова, обещал развестись. Вия несколько месяцев отбивалась от этих ухаживаний, потом сдалась.
Об этом Вия пожалела в первые же дни совместной жизни. Артур изводил ее своей ревностью. Для него Вия была не отдельным человеком со своими интересами, своей жизнью и своими чувствами, а собственностью, живой куклой, которая во всем должна слушаться хозяина. Сначала Вия не даже могла поверить, что эта ревность — всерьез.
И ей казалось, что она может что-то сделать, начать как-то по‑другому себя вести, чтобы любимый успокоился.
Ведь он так страдает из-за нее! Многие женщины наступали на эти грабли…
Когда у них родился сын, все стало еще хуже. Артур отдалился, жил своими интересами, на семью не обращал внимания. Вия жила с ним ради сына, «мальчику нужен отец». Она работала в театре, тащила на себе все бытовые проблемы, занималась ребенком. Никому не жаловалась, улыбалась, держала спину прямо, как балерина. Со стороны она выглядела счастливой. И только потом, когда мужа не станет, Вия откровенно расскажет об их отношениях:
«Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Хорошего женского счастья у меня никогда не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было».
Родная кровь
Когда Вию Артмане пригласили сниматься в фильме «Родная кровь», она с радостью согласилась. Ей предстояло играть любовь с Евгением Матвеевым: сдержанным, молчаливым, но невероятно глубоким и наполненным человеком.
Как только фильм вышел в прокат, вся страна решила: эти двое — муж и жена.
Артутр просто бесился от этих разговоров и от того, как Матвеев и Вия смотрели друг на друга на экране. Он сам был неплохим актером, и понимал — ну, не может его жена сыграть такой влюбленный взгляд. Ты и правда влюблена! Ах ты… Признавайся, что у вас было?
Вия молчала.
Матвеев был женат, он воспитывал двоих детей. У Вии с Артуром тоже родилась девочка. Жизнь каждого продолжалась по старой траектории, как будто никогда у них не было ничего общего, и людская молва — просто молва. Только незадолго до смерти Вия сказала дочери:
— Твой настоящий отец — Евгений Матвеев…
Всегда на высоте
В конце 70-х Вия сыграла главную роль в «Театре», экранизации романа Моэма. Эта роль ей удалась, актриса стала очень популярной. Ее стали все чаще звать в кино и занимать в театре. А черная полоса началась в 90-х.
В свое время Вия была кандидатом в ЦК Компартии Латвии, и понятно, что после того, как страна стала независимой этот факт не мог остаться без внимания. В театре ей предлагали все меньше ролей — пришлось перейти в Рижский молодежный театр, к тому же по закону о реституции у нее забрали квартиру и отдали наследнику бывшего владельца. Последние 10 лет жизни Вия жила на даче в 40 километрах от Риги на крошечную пенсию. Профессию она оставила, когда начались серьезные проблемы со здоровьем.
«Я не хотела, чтоб от меня осталось грустное впечатление, что я актриса, которую нужно жалеть. Терпеть этого не могу! Перед зрителем актер должен быть всегда на высоте».