«Я — не кинозвезда. Я — актриса»
О своем желании играть на сцене Вивьен впервые заявила в раннем детстве. Однако у ее мамы Гертруды, набожной католички, были другие представления о будущем девочки. Вивьен отправили учиться в монастырь Святого Сердца в Англии.
Отец Вивьен, в отличие от матери, поддержал дочь на ее пути к мечте и помог поступить в Королевскую Академию Драматических искусств в Лондоне.
Начало карьеры
В первые годы на актерском поприще Вивьен было непросто. Ее первый муж Герберт Ли предвзято относился к людям, связанным с театром. А режиссеры не спешили давать ей роли. Так, Александр Корда, которому Вивьен порекомендовал первый агент актрисы Джон Гиддон, счел, что у девушки нет потенциала.
Несмотря на это, Ли упорно продолжала идти вперед. Уже в 1935 году она сыграла в спектакле «Маска добродетели», за роль в котором получила восторженные отзывы критиков и первые приглашения на интервью. В это время ее и заметил Лоуренс Оливье, второй муж актрисы. Они познакомились на съемках фильма «Огонь над Англией». Ли тогда сказала своей подруге: «Вот за этого человека я выйду замуж». Лоуренс и Вивьен были несвободны, а потому пожениться им удалось лишь спустя четыре года, так как супруги актеров долго не соглашались давать развод.
После съемок в фильме «Янки в Оксфорде» Вивьен заработала себе статус эксцентричной и нервной натуры, а кинокритики пророчили ей не самую блестящую карьеру, если та «не поменяет свое поведение».
«Унесенные ветром»
Под впечатлением от книги Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» Вивьен утверждала в интервью, что «видела себя в роли Скарлетт О’Хара». Она переехала в Лос-Анджелес, чтобы проводить больше времени с Оливье, который незадолго до самой Вивьен уехал в Штаты покорять Голливуд. На самом же деле Ли проходила длительные и утомительные кастинги в попытке добиться главной роли. Дэвид Селезник, продюсер картины, на тот момент уже отсмотрел небольшую, но весьма цепляющую фильмографию юной актрисы, и выделил ее среди всех претенденток на роль.
Съемочный процесс очень тяжело давался Вивьен. Она писала Ли Холману: «Я не выношу Голливуд… Я никогда к этому не привыкну — как я ненавижу сниматься в кино». Между дублями «Унесенных ветром» Ли курила по 4 пачки сигарет в сутки. Как следствие, в 1944 году ей диагностировали хронический туберкулез. Врачи выписали ей лекарство, которое, как выяснилось позже, негативно влияло на её психику.
За 125 дней съемок Вивьен получила гонорар всего в 25 тыс. долларов, в то время как Кларку Гейблу, исполнителю роли Ретта Батлера, заплатили 120 тыс. долларов за 71 съемочный день.
«Трамвай «Желание»»
После успеха «Унесенных ветром» Вивьен и не думала останавливаться на достигнутом. Сразу после турне с Оливье она пробовалась на роль Бланш Дюбуа в пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание»».
Поначалу режиссёр фильма Элиа Казан относился к актрисе несерьезно. Лишь во время съемок он смог убедиться в ее профессионализме. «Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если бы думала, что это поможет ей лучше исполнить свою роль», — говорил он о Вивьен.
Вивьен Ли, ругавшаяся с чувством и большим искусством, вспоминала, что на съемках «Трамвая «Желание»» она отлично сработалась с Марлоном Брандо, исполнителем роли Стенли — они оба «любили использовать в разговоре крепкое словцо и посмеяться».
Вивьен Ли была любимой актрисой Уинстона Черчилля, и он регулярно приглашал ее с супругом на званые ужины. Во время одного такого торжества в честь Лоуренса Черчилль показал актрисе коллекцию картин собственного авторства, пообещав подарить одну из них на Рождество. Однако уже через две недели Вивьен получила посылку с картиной и письмо, в котором была всего одна фраза: «Я не смог дождаться Рождества».
Проблемы со здоровьем
Во время турне с Оливье у Вивьен случались припадки и вспышки агрессии. Все это было вызвано таблетками от туберкулеза, которые спровоцировали биполярное расстройство. Пик депрессии наступил после выкидыша. На тот момент у Ли уже была дочь Сюзанна от первого брака с Холманом. Лоуренсу Вивьен так и не смогла родить ребенка.
Лоуренс объявил Ли, что хочет развода, в день её рождения, преподнеся в подарок ключи от «роллс-ройса». Вивьен тяжело переживала расставание. И даже после разрыва на номерном знаке своего авто оставила буквенную надпись VLO (Вивьен, леди Оливье). Всю оставшуюся жизнь Вивьен просила обращаться к ней как к леди Оливье и хранила фотографию Лоуренса на прикроватном столике.
Последние годы
Несмотря на повторные приступы депрессии, Вивьен продолжала играть в театрах и получать роли. Съемки в «Корабле дураков», последнем экранном фильме актрисы, усугубили ее эмоциональное состояние. Продюсер и режиссёр Стэнли Крамер позднее вспоминал поведение Вивьен на съемках так: «Она была больна, но в ней было мужество, и она шла вперёд, это просто невероятно».
8 июля, на следующий день после внезапной кончины Вивьен Ли от приступа туберкулеза, все лондонские театры на час погасили огни. По воле актрисы, ее тело было кремировано, а прах развеян над озером в графстве Восточный Суссекс, возле ее дома.