Владимир Татлин: певец русского авангарда
684
просмотров
Владимир Евграфович Татлин — знаменитый советский художник XX века, график, дизайнер, театральный декоратор. Один из лидеров русского авангарда, сумевший объединить искусство и инженерию. Его проект Памятника III Интернационала стал визитной карточкой конструктивизма.

Владимир Евграфович Татлин (Vladimir Evgrafovich Tatlin; родился 28 декабря 1885 — умер 31 мая 1953) — русский, а также советский художник XX века, график, дизайнер, декоратор. Одна из важнейших фигур русского авангарда, основоположник конструктивизма. Неординарные открытия в сфере искусства сделали творчество Владимира Татлина легендарным. Его картины, выводящие живописную плоскость в трехмерное пространство, несут на себе печать бесспорного таланта. Биография мастера — это художественная манифестация, захватывающий порыв, вечный поиск новых форм выражения.

Владимир Татлин. Фотография художника
Владимир Татлин. Картина «Матрос (Автопортрет)», 1911

Биография Владимира Татлина

Владимир Евграфович Татлин появился на свет в Москве 28 декабря 1885 года. С раннего детства мальчик увлекался рисованием. После кончины матери осиротевшее семейство перебралось в Харьков, и вскоре отец женился во второй раз. Отношения с мачехой не заладились, и в 13 лет Володя убежал из дома. Он отправился «на юга», в Одессу, где нанялся юнгой на пароход. После возвращения из плавания юноша переехал в Москву, где перебивался редкими заработками.

Владимир Татлин. «Контррельеф», 1916

Владимир Евграфович Татлин в 1902-м поступил в МУЖВЗ, но год спустя его исключили за плохое поведение. В 1904-м, как студент одесской мореходки, он совершает свое второе в жизни плавание. Страстную любовь к морю художник сохранит до конца дней, а полученные в дальних странствиях впечатления пригодятся ему в работе.

Владимир Татлин. Картина «Портрет художника», 1912

В 1905-1910 годах молодой человек занимался в Пензенском художественном училище. Его любимым преподавателем был Алексей Федорович Афанасьев, знаток фольклора, известный иллюстратор сказок. Именно в Пензе впервые проявилась недюжинная одаренность, развился творческий потенциал самородка.

Владимир Татлин. «Угловой контррельеф», 1914

В 1910-м году Владимир Татлин сблизился с лидером художников-авангардистов Михаилом Федоровичем Ларионовым. Тот «заразил» его импрессионистским настроением, которое впоследствии вылилось в пристрастие к традициям неопримитивизма. В этот же период наш герой стал посещать собрания поэтов-футуристов: братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова, Владимира Владимировича Маяковского.

Владимир Татлин. Картина «Лес», 1913

В последующие несколько лет Владимир Евграфович создает самые значительные свои картины — «Матрос», «Продавец рыб», серию «Натурщицы». Эти работы были гениальны, но рамки станковой живописи были слишком тесны для начинающего художника, и с середины 1910-х годов он обратился к иным видам искусства.

Владимир Татлин. Картина «Сюжет № 1», 1916

В 1914 году, пользуясь удобным случаем, Владимир Татлин на несколько дней едет в Париж, где посещает мастерскую Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Робея, он прикинулся перед кумиром музыкантом-бандуристом, не имеющим никакого отношения к живописи, но при этом успел внимательно рассмотреть работы великого мастера.

Владимир Татлин. Картина «Купание женщины», 1930

Встреча, ставшая для художника эпохальной, вдохновила его на серию «контррельефов» — объемных абстрактных форм, выполненных из разных, абсолютно не сочетающихся материалов. В них за­кладывался язык будущего прикладного ис­кусства. В 1915-ом работы были представлены на легендарной выставке «0,10», подводящей итоги футуризма. Но шедевр Казимира Севериновича Малевича (Kazimir Severinovich Malevich) «Черный квадрат» затмил остальные экспонаты, в том числе и контррельефы.

Владимир Татлин. Картина «Цветы», 1940

Глубоко уязвленный Владимир Татлин обвинил соперника в том, что тот украл его идеи. С тех пор отношения между двумя титанами авангарда, «заклятыми коллегами», переросли в длительное противостояние. Татлин призывал к «осязанию», а Малевич интересовался только формой и цветом. Однажды в пылу спора Владимир Евграфович вышиб из-под оппонента стул, посоветовав ему опереться на «геометрию и цвет».

Владимир Татлин. Картина «Мясо», 1947

Октябрьскую революцию Татлин встретил с невероятным энтузиазмом. В период разрухи и голода он упорно трудился над проектом здания-монумента, которое должно было стать символом эпохи. Мечта-утопия — «Памятник III Интернационала» — не была претворена в жизнь, хотя презентацию в ноябре 1920-го посетил сам Владимир Ильич Ленин. В противном случае советские граждане рисковали увидеть высоко в небе вращающуюся спираль 400-метровой высоты с висячими конструкциями внутри… Впрочем, сам автор не замечал в ней никакой странности.

Владимир Татлин. Инсталляция. «Модель башни Татлина», 1919

Позже Владимир Татлин задумал еще один несбыточный проект — летательный аппарат «Летатлин», двигающийся по принципу полета птицы. Формы машины были скопированы с эскизов Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). До испытания модели дело не дошло.

Владимир Татлин. Макет летательного аппарата «Летатлин», 1929-1932

В 1930-е годы художник полностью посвящает себя театру. Будучи большим оригиналом, он придумал для одной постановки деревянный занавес, а спектакль «Укрощение строптивой» украсил гобеленами в духе Ренессанса.

Владимир Татлин. Эскиз декорации к опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. И. Глинки, 1914

За несколько лет до кончины Владимир Татлин покинул театр. Он был невероятно одинок. Гений авангарда умер 31 мая 1953 года в Москве, на его похоронах присутствовало всего 8 человек. Прах художника покоится на Новодевичьем кладбище.

Самые известные картины Владимира Евграфовича Татлина

Большинство живописных произведений мэтра стали знаковыми для русского авангарда. Они написаны в модном тогда экспрессивно-обобщенном, близком к кубизму стиле. Основное выразительное средство мастера — натянутая линия. В числе самых известных картин Владимира Татлина:

  • «Матрос (Автопортрет)» (1911) — автор изобразил себя в образе юнги на судне. Последняя буква в слове «Стерегущий» на бескозырке перевернута, как в зеркальном отражении. Небольшие фигурки и пушка на заднем плане создают резкий ритм контуров.
  • «Продавец рыб» (1911) — фрагментируя изображение, мастер разделяет его на плоскости. Границы элементов определены тяжелыми контурами. Перспектива перекошена, силуэты фигур и предметов сплющены.
  • «Натурщица» (1913) — эта работа — удивительный синтез кубизма, футуризма и примитивизма. Автор выстраивает композицию на ритме линий и пятен, его волнует передача объема на плоскости, а не сама модель.
  • «Череп на раскрытой книге» (1950) — натюрморт, созданный в жанре ванитас, говорит о суетности жизни.
Владимир Татлин. Картина «Продавец рыб», 1911
Владимир Татлин. Картина «Натурщица», 1913
Владимир Татлин. Картина «Череп на раскрытой книге», 1950

Сила произведений Татлина — в максимальной простоте. Художник уникального диапазона, фантастический экспериментатор, он создал новый тип искусства — симбиоз живописи, скульптуры и архитектуры. Его работы послужили источником вдохновения для немецких дадаистов, воспринявших творчество мастера как революцию. Многое из наследия Владимира Татлина потеряно, многое уничтожено, но место лидера авангарда закреплено за ним навечно.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится