За свою карьеру ему пришлось немало воплощать на экране образы представителей аристократических кругов: офицеров, иностранных господ… Но самую душевную историю поведал зрителю герой его Анисима Шатрова из «Тени исчезают в полдень». Именно этот образ жителя уральских глубинок пришелся по душе зрителям и стал «визитной карточкой» актера.
Две мечты детства
Лев Александрович Поляков родился в Тамбовской на тот момент еще губернии 27 апреля 1927 года в городе Моршанске. Его родители – обычные рабочие. Отец был токарем на заводе, занимающемся производством ракет, отметился знакомством с самим С.П.Королевым. Мать – портниха. Частые переезды по стране вскоре закончились в подмосковных Липках. Парень с детства мечтал об актерстве, хорошо декламировал стихи. Второй мечтой Льва была карьера военного. Поэтому он поступил в авиационный техникум, а потом продолжил обучение в Бакинском Высшем военно-морском училище. Увлечение самодеятельностью и влюбленность в театр изменили его дальнейшую судьбу и привели в Школу-студию МХАТ.
Но учеба там не сложилась из-за претензии к нему со стороны сокурсницы за аморальное поведение, в результате чего он был отчислен с третьего курса. Впереди у артиста были еще два года работы в Большом драматическом театре. В середине 1950-х годов Лев Александрович – студент ВГИКа, обучается в мастерской С.А.Герасимова и Т.Ф.Макаровой. После его окончания в 1958 году поступает в Театр-студию киноактера.
Принципы работы
Именно с конца 50-х годов начинает активно сниматься в кино. Он был одним из самых востребованных актеров, но – за редким исключением – не первых планов. Хотя яркими и запоминающимися своих персонажей Лев Поляков готов быть сделать всегда, благо профессионализма и трудолюбия ему было не занимать. Таковыми стали как его Анисим Шатров из «Тени исчезают в полдень», где он играл главную роль, так и Петр Пелымов в «Гусарской балладе», роль второго плана, а также многие другие, а правильнее будет сказать – почти все. Сказывалась выработанная годами привычка крайне скрупулезно подходить к проработке любой своей роли, осмыслению каждого своего нового образа. Такое же отношение к работе прививал Лев Александрович и своей супруге, также актрисе театра и кино. Может быть именно поэтому фильмы с его участием не могли стать «проходными», незамеченными публикой, а наоборот, приобретали популярность и долговечную любовь зрителя.
Образы персонажей Льва Полякова многогранны, разнообразны, мастерски отточены и интересны вне зависимости от того роль ли это первого плана, второго или вообще эпизодическая. Ему веришь в кадре будь то дворянин с безупречной выправкой и как будто врожденным умением носить соответствующий мундир, или пролетарий, разбойник либо крестьянин – настолько органичен он во всех своих творениях. Не имело для него значения и жанр картины: зрители с удовольствием наслаждались перевоплощением его в героя из народа Тодора Тобултока как в драматическом фильме-киноповести «Атаман Кодр», так и четко изображенным им капитаном корабля «Михаил Светлов» в кинокомедии «Бриллиантовая рука», где он тонко использует юмор и иронию, как и необходимо для роли такого характера. Кстати говоря, в картинах Леонида Гайдая Лев Поляков был частым «гостем», а точнее говоря – востребованным актером.
Отдельная «история» – игра актера по обе стороны фронта: речь идет о фильмах о Великой Отечественной войне. Здесь можно увидеть мастерство артиста, с успехом играющего как генерала Андрея Гречко в киноэпопее «Освобождение», так и обер-лейтенанта Герлаха в многосерийном военно-историческом драматическом художественном фильме “Щит и меч”. Актерская деятельность Льва Александровича продолжалась вплоть до 1995 года, когда был снят фильм «Барышня-крестьянка», где он исполнил роль Льва Дмитрича Колбина.
Другая деятельность и награды
Занимался актер также озвучиванием фильмов. В 1988 году Лев Александрович Поляков получил звание Заслуженного артиста РСФСР, а в 1996 году был удостоен звания Народного артиста Российской Федерации.
Конфликт с Эльдаром Рязановым
Работая с Э.Рязановым в «Гусарской балладе», артист упорно предлагал режиссеру личное видение образа: и своего, и партнерши – героини Луизы Жермон. Такие настойчивые рекомендации и инициативность не пришлись по вкусу режиссеру. Аргументация Полякова была проста: работа над фильмом, полученный материал не совпадали с увиденным им ранее спектаклем “Давным-давно”, по пьесе которого и снимался этот фильм. Требовательный актер был недоволен игрой актрисы, исполняющей роль Луизы.
Поэтому недовольство и отрешенность к партнерше по фильму, наблюдаемое нами, зрителями, в сценах с ней – в этой картине были практически настоящие, не сыгранные. Ссора с таким именитым режиссером не прошла бесследно для артиста, и есть мнение, что она существенно отразилась на его карьере, а также карьере его жены не в лучшую сторону. Однажды его супруге было отказано в озвучивании одного из фильмов Э.Рязанова именно после того, как режиссер узнал, чьей второй половиной она является, хотя у актрисы был серьезный опыт в этом направлении.
Спутница жизни и трагическая судьба сына
Лев Поляков всегда выглядел импозантно, но в молодости и в более зрелые годы это был высокий, красивый статный мужчина, которым восхищались многие именитые на то время актрисы, отличающиеся диковинной красотой. Но его личная жизнь – это одна серия длиною в судьбу с единственной героиней в главной роли. В далеком 1954 году, учась во ВГИКе, он познакомился со своей будущей супругой Инной Выходцевой, студенткой того же заведения. Коллега по актерскому цеху (состоит в труппе Театра-студии киноактера) стала верной спутницей в жизни и поддержкой в трудные минуты. Чета талантливых актеров оформила свои отношения и в 1960-м году у них родился сын Никита.
Его судьба трагична. Работал в Доминиканской республике по контракту (он был переводчиком), где 1998 году произошло цунами, и с тех пор о нем ничего не известно. Это событие слишком сильно потрясло Льва Александровича, супруга как могла поддерживала его, хотя и ей было нелегко. Здоровью актера, к сожалению, был нанесен непоправимый урон, и через три года после этого происшествия он перенес инсульт и умер 26 января 2001 года, в Москве. Прах захоронен в колумбарии на Ваганьковском кладбище.