Целое созвездие уже теперь легендарных исполнителей, таких как: The Who, Jefferson Airplane, Дженис Джоплин, Creedence Clearwater Revival, Джоан Баэз, Джими Хендрикс, Grateful Dead, Рави Шанкар, Карлос Сантана и многие другие. Но главное не в этом. Даже не в том, что буквально через год ушли из жизни хэдлайнеры фестиваля Дженис Джоплин и Джими Хендрикс. Никогда больше не удалось повторить всю уникальную атмосферу этого неподражаемого действа, ставшего концом эпохи «детей цветов». Как же это было?
Вудстокская ярмарка музыки и искусств (Woodstock Music & Art Fair, в просторечии Вудсток) - один из знаменитейших рок-фестивалей. Проходил он три дня, с 15 по 18 августа 1969 года, на одной из ферм городка в сельской местности Бетел, штат Нью-Йорк, США. Число посетителей - около 500 тысяч, из них 1500 журналистов.
Этот эпический фестиваль стал настоящей легендой. В Америке говорят об этом: «Если ты не можешь вспомнить Вудсток, то тебя там не было!» Но, конечно, сохранилось множество записей. И мы даже сейчас можем окунуться в ту неповторимую атмосферу музыки, единства и любви.
История Вудстока, которому в этом году исполнилось 50 лет, отличается от того, что мы можем себе представить. То, что начиналось как много рок-н-ролла и просто хорошее времяпровождение, не прошло так, как ожидалось. Опыт был трудным, со своей долей слёз, трагедией и футболками с галстуком. Вот откровенный рассказ о том, как это было...
Отцы-основатели Вудстока, можно уже их так назвать, были двумя нью-йоркскими предпринимателями. Изначально, Джон Робертс и Джоэл Розенман, планировали вместе с Арти Корнфельдом и продюсером Майклом Лэнгом, создание музыкальной студии. Но потом проект перерос сам себя. Им захотелось большего и они решили, что это будет грандиозный живой концерт. Такой, какого мир ещё не видел. Четвёрка создала компанию Woodstock Ventures Inc.
Концерт планировали как мероприятие с местным колоритом. С приглашёнными музыкантами, такими как Боб Дилан, узнаваемыми и любимыми. Местом проведения должен был стать город Уолкилл. Но компания не пришла к консенсусу с городскими властями. И фестиваль мог бы не состояться вовсе. Помощь пришла в лице молочного фермера Макса Ясгура. Он владел землей в горной местности Вефиля, где под вершинами Кэтскилл можно было организовать концерт. Соглашение было достигнуто: Робертс, Розенман, Корнфельд и Ланг были на пути к фестивальному величию.
«Мы не думали, станет ли это легендой или нет, - сказал Розенман The Guardian в этом году, - но с самого начала мы знали, что это будет что-то необычное». Объявленное название «Опыт Водолея: 3 дня мира и музыки» исчезло в истории. История запомнила Вудсток.
Организация была очень сложной. Нужно было предусмотреть тысячи нюансов, касавшихся здоровья и безопасности. Собрать на одной сцене столько выдающихся музыкантов. Планировалось посещение фестиваля 100 тысячами людей. Но желающих оказалось в разы больше. Властям организаторы сказали 50 тысяч, билетов продали 186 тысяч, а съехалось 500 тысяч! А практически столько же не смогли доехать из-за жутких пробок.
Представьте — всех этих людей нужно было где-то разместить и чем-то кормить. Организаторы были к такому не готовы, конечно же. Машинами были забиты все дороги на подъездах к месту. Местные предприниматели взвинтили цены до небес. Разгневанная публика в отместку сожгла точку общепита. После этого еду на пацифистский фестиваль пришлось доставлять на военных самолётах. Сотни волонтёров занимались приготовлением пищи. Еду присылали благотворительные организации.
Также неприятности были и с погодными условиями: прошли дожди, дороги размыло. Повсюду была грязь, сырость. На поле царила антисанитария. Но это не портило атмосферу ничуть, хотя и доставляло массу неудобств.
Лозунгами фестиваля были мир и гармония. Конечно, злые языки скажут, что всё это было так миролюбиво и спокойно потому, что в огромном количестве употреблялись психоделические наркотики. Но, как бы то ни было, собравшиеся были единомышленниками, хотевшими прекращения войны во Вьетнаме и единения с природой.
Главный принцип жизни хиппи — заниматься любовью, а не войной, был воплощён в полном объёме. Целое поколение детей может с гордостью нести имя «дитя Вудстока», в прямом смысле этого слова.
Много людей, с разных концов огромной страны внезапно собрались вместе. Главное впечатление — это ощущение счастья и удовлетворённости, которые просто витали в воздухе Вудстока.
Состав был феноменальным: Джоан Баэз, Рави Шанкер, The Grateful Dead, Дженис Джоплин, The Who и Джими Хендрикс были только некоторыми из звёздных имен, участвовавших в этом музыкальном празднике жизни.
В интервью Rock Cellar Дуг Клиффорд из Creedence Clearwater Revival сказал: «В этих обстоятельствах я думаю, что мы неплохо справились с работой в Вудстоке… Джон (Фогерти) пожаловался, что ему пришлось играть для спящих людей (смеётся), но мы довольно быстро разбудили их». Обстоятельства, о которых упомянул Клиффорд, были в первую очередь, связаны с доступом к фестивалю. Группу доставили туда на вертолёте.
В отличие от других подобных мероприятий, ярмарка музыки и искусства в Вудстоке была настоящей. Неповторимой.
В последующие годы организаторы несколько раз пытались повторить успех, но не приблизились к своему результату 1969 года ни на сантиметр. Между тем, фильмы и аудиозаписи сохраняют память об этом эпохальном событии для будущих поколений.
Конечно, в проведении подобного мероприятия оказалось масса недостатков. Кучи мусора, истоптанные поля. Всё это пришлось компенсировать тоже. После окончания «Вудстока» организаторы оказались в огромных долгах в размере $1,3 млн. И лишь через десять лет они смогли расплатиться с кредиторами, продавая записи выступлений звёзд, посетивших фестиваль: Джими Хендрикса, Карлоса Сантаны, Джо Кокера и других.
«Независимо от того, как происходит подобное событие, это просто катализатор, который выявляет всё, что присуще аудитории», - сказал Розенман в интервью The Guardian. Вудсток определённо затронул этот нерв. Возможно, это был логистический кошмар, но в результате получился прекрасный сон, который прославляется спустя полвека после его окончания».
Таким был и запомнился самый легендарный музыкальный фестиваль 20 века — Вудсток 1969. Который ознаменовал собой не только конец эпохи хиппи и рок-н-ролла, но и начало новой — эпохи тяжёлого рока и сексуальной революции.