Творчество Юрия Анненкова отражает большую свободу и непринуждённость мастера, наполнено импровизацией и изящными пластичными решениями. Его картины выполнены в своеобразной декоративно-плоскостной манере живописной абстракции, с удивительным сочетанием цветовых пятен и чётких контуров. Проницательные графические рисунки передают суть или портретное сходство даже при минимуме линий и отсутствии отдельных частей.
Биография Юрия Анненкова
Юрий Анненков родился 23 июня 1889 года в Петропавловске Тобольской губернии, в котором его отец, участник революционной организации «Народная воля», находился в ссылке. В пять лет вместе с родителями вернулся в Петербург, ставший для него второй родиной.
Юрий Анненков в детстве много времени проводил на даче в финском посёлке Куоккала. Здесь, в кругу художественной интеллигенции, происходит судьбоносная встреча с Ильёй Репиным и Корнеем Чуковским. Первый укрепит желание молодого человека стать художником, второй, будучи влиятельным человеком, спустя несколько лет окажет значимую протекцию.
После окончания гимназии в 1908 году Юрий Анненков ещё находится на распутье и по настоянию отца поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но в этом же году начинает параллельно учиться в частной художественной студии Яна Францевича Ционглинского — одного из первых русских импрессионистов.
Под влиянием Ционглинского Юрий увлекается новой французской живописью. В его ранних работах прослеживаются сине-фиолетовые тени, эффекты световоздушной среды, стремление запечатлеть сиюминутное мгновение, блеск и красоту зимней природы.
В 1909 году Анненков пытается поступить в Академию Художеств, но проваливает экзамены. Ционглинский советует продолжить обучение у мастеров живописи в Париже. Следуя рекомендации учителя, в 1911 году Юрий Анненков отправляется в столицу Франции, где посещает занятия в школах искусств, берёт уроки у Феликса Валлоттона (Felix Vallotton) и Мориса Дени (Maurice Denis).
Спустя два года Анненков возвращается в Петербург, но уже совсем иным художником, далёким от устаревших тенденций импрессионистов. Теперь в его творчестве происходит синтез кубизма и реализма. Молодой человек много экспериментирует, находит интересные стилистические решения. Его картины, словно узоры в калейдоскопе, собраны из геометрических форм разных цветов и оттенков.
Увлекшись графикой, Юрий Павлович много и усердно работает. Рисует иллюстрации к периодическим изданиям и книгам. Пишет портреты известных людей. Революцию 1917 года принимает благосклонно. Заводит дружбу с революционерами высшего звена, становится самым востребованным и дорогим художником в Советской России. Плодотворно работает с Блоком, Беленсоном, Венгеровым. Иллюстрирует поэму «Двенадцать» и сказки Чуковского. Издаёт собственную книгу «Портреты», собравшую изображения известных представителей искусства и политики.
В 1924 году, когда политическая конъюнктура в стране Советов начинает меняться, Юрий Анненков выезжает на Венецианскую выставку, чтобы никогда не вернуться обратно. Обосновывается в Париже, пишет пейзажи предместий, женские портреты и интерьеры. В его работах становится меньше линий и больше цвета, появляются цветовые пятна и размытые силуэты.
С 1930-х годов успешно работает в киноиндустрии: оформляет декорации к сценам и рисует костюмы. В 1955 году этот вид деятельности приносит номинацию на премию «Оскар». Последние годы жизни мастер полностью посвящает художественному оформлению журналов и книг, иллюстрирует труды Солженицына и Булгакова.
Юрий Анненков умер 12 июля 1974 года, за 11 дней до своего 85-летия. По мнению искусствоведов, у него была счастливая эмигрантская судьба.
Самые известные картины Юрия Анненкова
Картины Юрия Анненкова не перестают радовать истинных ценителей искусства. Наиболее известные произведения:
- «Мечты провинциала (Боровичи)» (1912) — в картине использованы сечения, разделяющие целое на секторы с независимыми сюжетами.
- «Портрет Елены Борисовны Анненковой» (1917) — на холсте запечатлена балерина Елена Гальперина, жена художника.
- «Июнь. Лес» (1918) — скомпонованный из частей пейзаж в стиле кубизма.
- «Портрет Мирона Абрамовича Шерлинга» (1918) — в работе академический рисунок искусно сочетается с техниками авангардизма.
- «Портрет А. М. Горького» (1920) — при создании использовалось соединение техник акварели, туши, карандаша и чернил.
- «Иллюстрация к поэме А. А. Блока «Двенадцать» (1918) — отражает характерный стиль художника с использованием элементов кубофутуризма.