А ведь в свое время его актерская карьера оказалась под угрозой – актер попал в черный список «Мосфильма». Впрочем, это не помешало ему сделать успешную карьеру и на родине, и за рубежом. Вот только там его знают не как актера…
Семейная драма
Дед, прадед и прапрадед Льва Прыгунова по материнской линии были священниками. Во время Гражданской войны его деда, протоиерея Николая Ржевского, красноармейцы повели на расстрел, протащив за волосы через всю деревню, но его отбили верующие. А через несколько дней он скончался. Семья была вынуждена спасаться бегством и отправилась сначала в Ташкент, а потом – в Алма-Ату. Мать Льва была учительницей русского языка и литературы, отец – учителем биологии, орнитологом. Он прошел всю войну, вернулся целым и невредимым, а через 4 года погиб – повел школьников в экспедицию в горы и сорвался со скалы, пытаясь рассмотреть гнездо редкой птицы.
Льву на тот момент было всего 10 лет, и он разделял все отцовские увлечения. Мать после случившейся трагедии надолго слегла, и сын фактически был предоставлен сам себе. Он целыми днями пропадал в горах и в лесу, мог за километр распознать любую птицу, перечитал всю обширную домашнюю библиотеку по биологии. Конечно, он хотел продолжить дело рано ушедшего отца, и после школы поступил в педагогический институт на биологический факультет. Но уже через 2 года понял, что на самом деле его увлекает не учеба, а репетиции студенческого театра. И тогда он бросил институт, уехал в Ленинград и поступил в ЛГИТМиК.
«Махровый антисоветчик»
Лев Прыгунов признавался, что еще в 12 лет стал «махровым антисоветчиком»: по ночам он ловил на радиоприемнике «Голос Америки» и жадно впитывал все, что там слышал. А в студенческие годы попал в компанию студентов филфака, которые приобщили его к джазу, поэзии, мировой литературе, кино и зарубежной живописи. Когда он увидел картины импрессионистов, то, по его словам, просто «сошел с ума». Это искусство дарило ему то ощущение невероятной внутренней свободы, которого так не хватало в окружающей советской действительности. И с этим ощущением он больше не захотел расставаться. Сам он говорил, что в комсомол его приняли без его согласия, и позже Прыгунов сжег свой комсомольский билет, а в театре заявил, что никогда не состоял в комсомоле. При этом одной из самых его известных киноработ стала роль комсомольца-мученика в фильме «Сердце Бонивура».
В начале 1960-х гг. Прыгунов подружился с ленинградскими поэтами Леонидом Виноградовым, Михаилом Ереминым, Владимиром Уфляндом и Алексеем Лифшицем – приятелями Иосифа Бродского, а потом познакомился и с ним самим. Прыгунов знал наизусть практически все его стихи, они стали приятелями. В 1972 г. Бродский эмигрировал, и в следующий раз они встретились только через 17 лет, когда Прыгунов приехал за границу и прожил у поэта 3 дня. Актер называл его самым умным человеком, которого когда-либо знал.
Кинодебют Льва Прыгунова был очень ярким и успешным: в начале 1960-х гг. он сыграл главные роли в фильмах «Увольнение на берег» и «Утренние поезда», и после этого актер получил предложение сняться в совместном кинопроекте СССР и Италии «Они шли на Восток». На съемках Прыгунов взорвался: он увидел, что итальянцев кормили в отдельном вагончике-ресторане, а советские актеры стояли на 40-градусной жаре в очереди к общему котлу. Отношение к иностранцам на съемках было совсем другим, правдоискателя Прыгунова это возмутило, и он в резкой форме высказал свои претензии. И тут ему припомнили и деда-священника, и диссидентские настроения, и дружбу с Бродским. После этого актер попал в «черный список» на «Мосфильме» – ролей здесь ему больше не предлагали, сниматься он мог только на Одесской и Белорусской киностудиях, а также его не выпускали за границу, считая «крайне неблагонадежным».
Когда через 2 года Прыгунова захотел снимать румынский режиссер Франчиск Мунтяну, ему сказали, что этот актер – пьяница и сумасшедший, но, когда они встретились, сомнения режиссера развеялись. Тогда в Румынии к власти пришел Чаушеску, в СССР не хотели портить с ним отношения, и Прыгунову разрешили сниматься.
А в 1970-х гг. табу с его имени было снято и на «Мосфильме». Удивительно, но это произошло благодаря игроку в карты Люсику Гардту. Даже Сергею Герасимову не удалось снять с актера негласный запрет на съемки, а «цеховик» Люсик, у которого были знакомства среди высших чинов «Мосфильма», сделал всего один звонок – и актера вновь приняли на киностудию. После этого Прыгунов сыграл десятки ролей, а после распада СССР осуществил свою давнюю мечту и много снимался за рубежом.
Прыгунов-художник
Помимо театра и кино, у Льва Прыгунова есть еще одна страсть – это живопись. Еще подростком в Алма-Ате он брал уроки живописи у профессиональной художницы из Москвы, в студенческие годы сам начал писать картины, а в 1980-х гг. регулярно участвовал в художественных выставках Москвы, Санкт-Петербурга и Лондона. В 2009 г., к 70-летию актера и художника, его экспозиция была представлена в Государственном центральном музее современной истории России. Льва Прыгунова приняли во Всемирную ассоциацию художников. За рубежом его знают в первую очередь как художника, а не как актера, ведь его полотна пользуются там большим успехом.
По поводу своего увлечения Прыгунов говорит: «Куда бы ни попадал, находил музеи и галереи, бывал на выставках, дружил с художниками. Но никогда не думал, что всерьез займусь этим делом. Рисовать начал в перерывах между съемками. И незаметно втянулся. Однажды друг пригласил меня в Америку, я взял с собой несколько картин – и все их купили. На эти деньги я больше года жил в Лондоне и полгода – в Париже». В последние годы он снимается в кино только от случая к случаю, и живопись и реставрация картин стали его главным занятием. А в 2015 г. Прыгунов выпустил книгу воспоминаний «По ту сторону камеры».
В личной жизни актеру тоже пришлось пережить немало испытаний: Почему Лев Прыгунов отдал сына в интернат.