«Курсанты» стали первым в истории российским сериалом, который вошел в четверку финалистов престижной американской телепремии «Эмми». И это – не единственная награда Зои Кудри. Однако и самые известные ее работы не раз вызывали нарекания. За что осуждали создателей «Ликвидации» и «Адмирала» – далее в обзоре.
Из журналистки – в сценариста
Зоя Кудря родилась и выросла в Туле. Еще в юности она писала заметки для школьной газеты и подрабатывала на радио. А после окончания школы отправилась в Москву и поступила на факультет журналистики. Завершив учебу, она попала по распределению в Ашхабад, где работала корреспондентом в газете «Комсомолец Туркменистана». Вернувшись в Москву, Зоя намеревалась и дальше работать по специальности, но ни в одной из редакций ее не приняли на работу. Сама она считала, что главной причиной отказов была ее беспартийность.
Тогда Зоя решила сменить профиль деятельности, поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссеров и переквалифицировалась в кинодраматурга. Ее первой работой стал сценарий фильма «Хомо новус» в 1990 г. Дебют был успешным – после этого Кудрю пригласили на Первый международный фестиваль сценаристов, и новые предложения стали поступать ей одно за другим.
Первый громкий успех пришел к ней после выхода на экраны сериала «Граница. Таежный роман», сценарий к которому она создала вместе с режиссером Александром Миттой. Причем сценарий был написан всего за 3 недели. Над фильмом работали «на кураже», о будущем успехе никто даже не мечтал и не задумывался. Позже все актеры с большим удовольствием вспоминали об этой работе. В итоге фильм собрал множество наград, а Кудря получила за него Государственную премию РФ.
В наши дни Зоя Кудря – один из самых высококлассных профессионалов. Ее имя в сценарии называют знаком качества, для многих режиссеров и актеров это залог будущего успеха фильма. Так, Марат Башаров, который сыграл одну из главных ролей в сериале «Граница. Таежный роман», позже заявил, что готов сниматься, не читая сценария, если узнает, что его написала Кудря.
Сегодня Зоя Кудря – признанный мастер своего дела. Ее работы не раз получали престижные премии: за сценарии «Курсантов», «Охоты на изюбря» и «Адмирала» она получила «Золотого Орла», сериал «Граница. Таежный роман» завоевал награды «Тэфи», «Ника» и «Кинотавр». А «Курсанты» стал первым российским сериалом, который вошел в четверку финалистов американской телепремии «Эмми». По словам сценариста, ей не хватило всего 4-х голосов для того, чтобы получить «Эмми».
Правда и мифы «Ликвидации»
Когда Зое Кудре предложили написать сценарий сериала «Ликвидация», она была связана контрактом с другим телеканалом, и сказала, что может только придумать историю, а дорабатывать сюжет будет другой автор. Так она стала автором идеи проекта, а сценаристом пригласили Алексея Пояркова. Сюжет «Ликвидации» родился у Кудри всего за одну ночь.
Она вспоминала: «Началось всё с задумки продюсеров: в Одессу приезжает Жуков и истребляет бандитов. Я подумала: Жуков – боевой генерал, не по чину ему ловить жуликов по подвалам. Такому человеку нужно иметь дело с большим злодеянием, а не разыскивать воришек. И тогда я нашла исторический материал о том, что во Львове готовилось в 1946 году восстание против советской власти, а через одесский порт можно было бы доставлять преступникам оружие. А восстание и оружие – это уже масштаб Жукова. И началась… шахматная партия».
Создатели сериала «Ликвидация» не раз говорили о том, что образ Давида Гоцмана – собирательный, что они снимали игровое, а не документальное кино, а потому искать исторических аналогий в сериале не стоит. Тем не менее их не раз обвиняли в отступлении от исторической правды. На это Кудря отвечала, что сюжет «Ликвидации» – вымышленный, а потому авторы не могут нести ответственность за достоверность всех событий, показанных в картине.
Образ Давида Гоцмана, созданный Владимиром Машковым, был настолько убедительным и реалистичным, что после выхода сериала на экраны не раз предпринимались попытки отыскать реальных прототипов этого персонажа. И самой вероятной кандидатурой исследователи называют Давида Курлянда – легендарного сотрудника одесского уголовного розыска. Зоя Кудря действительно была знакома с его биографией, но говорила о том, что общее у Курлянда и Гоцмана – только имя Давид и отчасти внешнее сходство.
Наверное, наиболее близки к истине были те критики, которые писали о том, что сюжет фильма создан «по мотивам» реальных событий в послевоенной Одессе, на грани между былью и мифом. И оставляли за создателями этой истории право на художественный вымысел. Зоя Кудря считает, что кинодраматургу нельзя копировать жизнь – нужно писать о настоящих чувствах и доводить их до крайностей.
Как появился «Адмиралъ»
Часто работа над сценариями проходит сложно, персонажи «сопротивляются» и тормозят процесс. Так было, когда Кудря писала сценарий для сериала «Адмиралъ». Она признавалась, что первые 4 серии писала с таким пиететом, будто возлагала цветы к памятнику Колчака. Однако «договориться» с героем все никак не удавалось, хотя она перечитала о нем горы литературы. В какой-то момент ей хотелось бросить работу.
И тогда она отложила все книги и решила действовать по-другому. «Я пошла в церковь и поставила ему свечу. Попросила разрешения писать о нем. И случились чудеса. Я вдруг начала спокойно писать. У меня было два контейнера книг, которые я листала, читала и у меня голова уже взрывалась. И вдруг я начала без книг все писать. Я поняла, что он меня благословил, дал эту возможность писать о нем. И я переписала все пять серий. Поэтому очень легко, когда ты начинаешь понимать человека и внедряться в него. Я внедрилась в Колчака… Эта жизнь, которую ты пишешь, реальнее, чем настоящая», – вспоминала Кудря.
А потом оказалось, что в своих вымышленных поворотах сюжета она оказалась очень близка к реальности: «Хорошо помню, как в 4 утра закончила писать, «расстреляла Колчака», а потом открыла книги и... я все угадала, все правильно написала! Вот поэтому читать нужно много, но потом – все забыть и писать… Знаете, я поняла закономерность – все отношения человеческие одни и те же. Меняются только обстоятельства во времени». Поначалу она почти ненавидела Колчака, но когда нашла в нем «свет» и «дорисовала» своего героя, расплакалась, прощаясь с ним.
Впоследствии это стало ее главным принципом – идти от героя, следовать правде характера, а не документальным историческим реалиям. А второй ее принцип – всегда оставлять «свет в конце тоннеля», чему она учит своих студентов на сценарно-киноведческом факультете ВГИКа. Кудря говорит: «Я никогда не закончу кино плохо. Это для меня святое. Чем хуже и мерзопакостней человек, тем рьянее драматург должен искать в нем божью искру… Впереди обязательно должен быть свет. Без этого и писать не стоит, да и жить невыносимо». Наверное, в этом и кроется секрет успеха ее работ.